В руководстве Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) произошли существенные изменения: теперь у главы ведомства Виктора Иванова будет не три, а пять заместителей.
Наблюдатели отмечают, что фронт работы для своих новых замов глава наркоконтроля уже наметил. В мае ФСКН предложила создать систему так называемого "альтернативного" наказания для наркоманов, предполагающую лечение за государственный счет вместо лишения свободы. Кроме того, руководство службы все чаще говорит о целесообразности международной миссии: по данным экспертов ФСКН, почти весь героин попадает в Россию из Афганистана.
За первые четыре месяца года сотрудникам Госнаркоконтроля удалось изъять 1500 кг героина, что, по словам Виктора Иванова, почти в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такую динамику в ведомстве объясняют как непрерывно нарастающим давлением с афганского направления, так и повышением эффективности правоохранительных органов.
Пути поступления наркотиков в Россию за последние десятилетия нисколько не изменились, отмечает в эфире Радио Свобода полковник МВД в отставке Евгений Черноусов, занимавшийся этой проблемой еще в советские времена. "Из Таджикистана шли героин и опий, из Казахстана — марихуана, из Колумбии через Прибалтику — кокаин", — говорит эксперт. Основной источник угрозы, действительно, находится в Афганистане, откуда большие партии наркотиков попадают в Таджикистан, с которым у России нет строгого пограничного режима, считает Черноусов. Однако, по мнению эксперта, расширение руководящего аппарата ФСКН справиться с этим вряд ли поможет.
Редактор сайта "Агентура.ру" Андрей Солдатов связывает увеличение числа руководителей федеральной службы с внешней политикой России в отношении Афганистана — сейчас, после того, как стало понятно, что американская политика в отношении региона меняется, он вызывает особое внимание. "Не будем забывать, что буквально 7-8 дней назад в Москву приехала самая представительная афганская делегация за последние 15-20 лет, включавшая членов королевской семьи, министров, в том числе главу антинаркотического ведомства Афганистана", — напоминает журналист.
Перекрыть поток наркотиков, идущий из Афганистана, путем подписания каких-то соглашений нереально, уверен Андрей Солдатов. Другое дело, что под видом борьбы с наркотиками можно создавать какие-то политические альянсы. "Обратите внимание, что все заявления звучат в рамках, например, встречи ШОС, а Россия сейчас очень заинтересована в том, чтобы влияние этого регионального альянса росло, — говорит редактор "Агентуры.ру". — Были переговоры и разговоры о том, что в него может войти Иран, потом Пакистан… Это средство распространения влияния России на определенные регионы, хороший предлог, которым можно пользоваться для внешнеполитического давления и каких-то переговоров".