Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.
Андрей Шарый: Московский городской суд сегодня приступил к допросу бывшего руководителя Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России Дмитрия Довгия. Прокуратура считает его виновным в превышении служебных полномочий и получении взятки - 750 тысяч евро. В ходе допроса Довгий заявил, что не признает себя виновным. Ранее его адвокаты заявляли, что возбуждение уголовного дела против их подзащитного стало следствием подковерной борьбы в высших эшелонах власти. Сегодня в суде работала корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.
Марьяна Торочешникова: Бывшего руководителя Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России Дмитрия Довгия его недавние коллеги теперь считают виновным в совершении двух преступлений. Во-первых, по версии прокуратуры, Довгий превышал служебные полномочия, отдавая незаконные и необоснованные указания своим подчиненным. А, во-вторых, получил от предпринимателя Руслана Валитова, пытавшегося избежать уголовной ответственности в связи с делом о хищении нефти на 6 миллиардов рублей, взятку 750 тысяч евро. Причем, по версии обвинения, деньги Довгию передавал не сам предприниматель, а посредник - Андрей Сагура. Он, кстати, и сам занимал не последнюю должность в Главной военной прокуратуре России, возглавляя там один из отделов Следственного управления, а теперь делит с Довгием скамью подсудимых.
Выступление Дмитрия Довгия в суде было довольно подробным. Для начала он рассказал о том, как познакомился с нынешним руководителем Следственного комитета при прокуратуре Александром Бастрыкиным, и как вообще оказался в СКП. Присяжные, а именно им предстоит вынести решение по этому делу, узнали от Довгия и о том, как вообще появилось дело "Томскнефти", из-за которого и возникла история со взяткой, и довольно много времени ушло на рассказы о том, как возбуждаются уголовные дела, как их регистрируют, и кто все это проверяет. И, когда перешел, наконец, к сути обвинений, стало ясно, что виновным он себя не считает. Говорит его адвокат Юрий Баграев.
Юрий Баграев: Все те действия и решения, которые он принимал как руководитель Главного следственного управления, он это отметил и несколько раз подчеркнул, он принимал либо по указанию своего руководителя председателя Следственного комитета Бастрыкина, либо с ведома этого должного лица. Его нельзя обвинить в превышении должностных полномочий, коль все его действия были согласованы с его руководителем. Я не хочу вдаваться в детали, но если коротко, то все, что ему там вменяет обвинение, что там участвовал, что там что-то запрещал, там не позволял следователям выполнять какие-то следственные действия, он все это опровергает. Уверяю вас, это не голословное его пояснение. Это все находит и будет находить в дальнейшем подтверждение другими материалами, исследованными в ходе судебного заседания.
Марьяна Торочешникова: Дмитрий Довгий высказался и по поводу обвинения в получении взятки в 750 тысяч евро. По версии следствия, эту сумму бывший руководитель Главного следственного управления СКП получил в два захода. Сначала ему будто бы передали 350 тысяч, а чуть позже - 400 тысяч евро. Сам Довгий утверждает, что никаких взяток ни от предполагаемого посредника Сагуры, ни от предпринимателя Валитова, ни от кого либо еще не получал никогда и никаких действий в интересах взяткодателей не совершал.
Юрий Баграев: Если человек обвиняется во взятке, то нужно сказать, где, когда, при каких обстоятельствах была получена взятка. По версии обвинения в первом случае взятка получалась возле где-то там дома, где проживал Сагура, а во втором случае - возле стен родного Следственного комитета. Даже, может быть, немножко цитируя Довгия, я хочу сказать - надо быть очень крупным идиотом, чтобы получать такие огромные суммы денег на глазах у массы людей, что у Следственного комитета, что возле дома, где проживал Сагура. Если бы они действительно получали какие-то деньги, наверное, они нашли бы более укромное и безопасное место, чтобы эти деньги получить, а не так как это расписывает обвинение.
Марьяна Торочешникова: Пояснил адвокат Дмитрия Довгия Юрий Баграев. Вообще-то с самого начала истории о взяточничестве Довгий и его адвокаты утверждали, что дело сфабриковано. Напоминая историю увольнения и последовавшие за ним (правда, безуспешные) попытки бывшего начальника Главного следственного управления СКП восстановиться в должности.
Довгий работал в Следственном комитете с момента его создания и занимался расследованием нескольких громких дел. Например, в отношении замминистра финансов России Сергея Строчака и генерала Госнаркоконтроля Александра БульбОва. Сам Довгий заявлял ранее, что противился возбуждению этих уголовных дел, поскольку не обнаружил в действиях Строчака и Бульбова состава преступления, но, в конечном счете, был вынужден выполнить приказ руководства. В интервью газете "Московский комсомолец" Довгий даже выступил с обвинениями в коррупции против своего начальника Александра Бастрыкина. Именно это, как считают многие наблюдатели, и стало поводом для уголовного преследования бывшего руководителя Главного следственного управления СКП.
Слушания по делу Дмитрия Довгия продолжатся в Московском городском суде в четверг. Ожидается, что защита подсудимого представит ряд документальных доказательств, которые должны свидетельствовать в пользу их подзащитного.