Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Отношение в США к ядерным испытаниям в Северной Корее


Программу ведет Юрий Жигалкин.

Юрий Жигалкин: Северная Корея подвергла Барака Обаму самому серьезному тесту его президентства. Президент, в одном из своих первых заявлений предложивший Пхеньяну "разжать кулак", получил явно неожиданный для него ответ. Таков доминирующий тезис комментариев и американской прессы, и специалистов, напоминающих о почти 15-летней переговорной эпопее с Северной Корей. В середине 90-х годов, выбирая между ударом по северокорейским ядерным объектам и переговорами, администрация Клинтона решила попытаться договориться. С тех пор обещания отказаться от ядерной программы превратились в главный экспортный товар Пхеньяна. Под эти методично нарушаемые обещания КНДР годами получала продовольствие, благодаря которому страна выживает. Год назад в качестве жеста доброй воли Северная Корея была исключена Госдепартаментом из списка стран поддерживающих терроризм; вслед за этим она возобновила работы над ядерным реактором, который обещала демонтировать.
Сегодня уничтожение ядерных объектов страны, скорее всего, располагающей атомным оружием, не рассматривается. Остаются санкции. В прошлом санкции не работали отчасти из-за нежелания России и Китая выполнять наиболее жесткие и потенциально действенные меры, например, проверку грузов, экспортируемых и импортируемых КНДР на наличие в контейнерах грузов военного назначения. Как считает профессор Бостонского университета Уильям Киллар, ключевая роль в этой ситуации принадлежит Китаю.

Уильям Киллар: Если Бараку Обаме удастся убедить китайское руководство, что нейтрализация северокорейской ядерной программы в интересах Китая, и если ему удастся убедить Пекин оказать давление на Пхеньян, а КНДР находится в полной зависимости от китайских поставок энергоресурсов, то Обаме, я думаю, обеспечена Нобелевская премия мира. Это трудная задача, но это, на мой взгляд, и наиболее эффективный способ разрешения проблемы.

Юрий Жигалкин: Во вторник госсекретарь Хиллари Клинтон призвала своего российского коллегу Сергея Лаврова выступить единым фронтом в противостоянии с Северной Кореей. Москва, судя по всему, ответила взаимностью. Пекин же, по словам дипломатов, несмотря на свою решительную первую реакцию, не намерен идти дальше уже одобренных Советом безопасности мер. И это свидетельство того, что очередная попытка нейтрализовать северокорейскую ядерную программу вряд ли закончится успехом. По крайней мере, так считает вице-президент Лексингтонского института Дэниэл Гурэ.

Дэниэл Гурэ: Администрация Обамы с самого начала заявила о предпочтительности переговоров, в том числе и с Северной Кореей. И всего две недели назад ее представители заявляли, что отношения с Пхеньяном внушают надежду. Я сомневаюсь, что Белый дом внезапно пойдет на решительные действия. Не надо забывать, что в такой ситуации, помимо всего прочего, почти любой выбор чреват опасностью. Чрезмерное давление может заставить отчаявшийся режим прибегнуть к оружию либо привести к его краху.

Юрий Жигалкин: Такой вариант, который может вызвать масштабный гуманитарный кризис, неприемлем для соседей Северной Кореи. Так что большинство наблюдателей предсказывают еще один виток переговорного процесса, который, скорее всего, приведет к очередному кризису.
XS
SM
MD
LG