Похоже, вертикаль власти в регионах начинает давать сбои: глава Оленинского района Тверской области публично выступил против постановления, подписанного губернатором региона.
"Я давно убедился в умышленном характере антисоциальной политики, проводимой в нашем регионе. Но постановление администрации области, поступившее к нам, вышло за все рамки. Думаю, это будет последняя капля, которая реально спровоцирует массовые протесты – причем по всей области".
Такое сообщение было опубликовано несколько дней назад в ЖЖ-блоге oleg_dubov. Регион – Тверская область. Постановление, подписанное губернатором Дмитрием Зелениным, с 1 января 2010 года отменяет все виды натуральных льгот для федеральных льготников, проживающих на территории области; очередная монетизация. Кроме того, коммунальные платежи в Тверской области со следующего года будут взиматься по полной себестоимости, без учета льгот и расходов на топливо. "То есть, дотации ЖКХ отменяются, и в некоторых районах тарифы вырастут еще раза в три!" – возмущается блогер oleg_dubov.
Впрочем, кому oleg_dubov – а кому и просто Дубов Олег Игоревич, 1967 г.р. Вполне реальный человек, с более чем реальнойпрофессией – глава администрации Оленинского района Тверской области. Районом Дубов руководит 13 лет; явно не новичок - ни во власти, ни в аппаратных раскладах. Да и про вертикаль власти должен быть как минимум наслышан.
И при всем этом глава Оленинского района Олег Дубов – как положено, член партии "Единая Россия" – против всех аппаратных и вертикальных правил выразил публичное несогласие с вышестоящими. Сначала – в своем блоге, где рассказы о районной жизни перемежаются инвективами в адрес либералов как таковых и "юргенсов-гонтмахеров" в частности. Затем – в эфире одной из региональных телекомпаний. И сейчас, в интервью для Радио Свобода.
- В чем, собственно говоря, катастрофичность данного постановления правительства Тверской области?
- Вы прекрасно знаете, что у нас в стране все льготники делятся на федеральных и региональных. Региональные льготники - это у нас инвалиды третьей группы, ветераны труда, труженики тыла; по ним льготы на коммунальные услуги были переведены на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) с 2005 года. Было большое возмущение, но все-таки это был 2005 год, довольно благополучный, и все улеглось. Хотя ЕДВ, которую они получают, где-то раз в 5-7 ниже, чем те коммунальные услуги, которые они реально оплачивают.
Следующая категория – льготники федеральные: это участники Великой Отечественной войны, это инвалиды первой и второй группы, а также педагоги, которые живут в сельской местности. У них коммунальные льготы остались на натуральном уровне. То есть, в принципе, они ничего не платят за коммунальное хозяйство: структуры ЖКХ предъявляют в соцзащиту эти неполученные платежи, и они компенсируются через бюджет. Вы же понимаете, насколько это важно? Тарифы растут, ЕДВ их не покрывает - а речь идет о самых незащищенных слоях населения: участники войны, инвалиды первой-второй группы. Федеральный закон не требует монетизировать вот эти категории льготников, тем более в ситуации кризиса. Это одна сторона проблемы.
И вторая сторона проблемы - то, что область большая. Часть районов отапливается с помощью газа, а пол-области - с помощью угля и мазута. Затраты на отопление отличаются в разы. И у нас уже несколько лет администрация ведет борьбу за то, чтобы отменить дотацию на топливо - но все-таки она у нас есть, чтобы тарифы были более-менее сопоставимы в разных районах области.
- Цена вопроса для Оленинского района?
- Без дотации мы платили бы 40 рублей за метр - где-то по 5-7 тысяч за квартиру. У нас на сегодня в районе это - средняя зарплата.А постановление предусматривает: уже с 1 января все тарифы и все платежи должны предъявляться всему населению области без какого-либо учета топливных дотаций на ЖКХ. Это кроме того, что все льготы монетизируются. То есть, жители Оленинского района, где топят углем, будут платить за коммунальные услуги в 3 раза больше, чем жители города Твери, где отопление газовое. При этом доходы у нас в три раза меньше, чем у тверичей. В какой-то степени получается апартеид: люди оказались в неравных условиях по месту жительства - что я считаю несправедливым и неправильным.
Больше всего, конечно, меня потрясло, что это намечено на 2010 год - год 65-й годовщины Великой Победы. У нас, к большому сожалению, ветеранов войны очень мало, и их становится все меньше. Зачем этим уважаемым людям, которые заслужили хотя бы спокойную старость, устраивать вот такую стрессовую ситуацию - совершенно непонятно. Дальше: учителя, живущие в сельской местности, в селе и поселках – а во всех поселках центральное отопление, это тысячи людей, которые также теряют натуральную льготу. А сейчас проблемы возникают уже и с заработной платой: сложная с бюджетом ситуация, у них и так проблем много - и им еще вот эта проблема тоже теперь предъявляется. Инвалиды первой и второй группы - они на лекарства живут, на лекарства у них уходит вся пенсия. И теперь вместо лекарств вся пенсия будет уходить на коммунальные услуги, что тоже, на мой взгляд, неправильно.
Сейчас государство понимает, что мы находимся в экономическом кризисе, который постепенно переходит в кризис социальный. Государство делает все необходимое - пытается делать, по крайней мере, - чтобы как-то ситуацию смягчить, стабилизировать. Об этом говорит президент, об этом говорит премьер-министр - и они не только говорят, но и предпринимают реальные шаги на федеральном уровне, и мы видим эти шаги. И в это же время принимаются решения, которые в условиях кризиса являются просто дестабилизирующими.
- Сколько в администрации Тверской области рассчитывают заработать на этом решении – точнее, сэкономить для областного бюджета?
- Я не знаю, кто что рассчитывает заработать, это уже не мой вопрос. Меня это решение, конечно, очень удивило, честно скажу.
- Но была же какая-то экспертная оценка? Администрация хотя бы посоветовалась с главами районов?
- Нет, с главами районов не советовались. Я об этом решении узнал с большим опозданием. Постановление было принято 21 апреля, а мне его доставил 25 мая мой секретарь - вместе со всей официальной почтой, с другими постановлениями, которые пришли к нам для исполнения. Вот так оно было до нас доведено. Никто не спрашивал наше мнение, никто нам не говорил. Мы просто увидели постановление в той официальной рассылке, которая идет в районы из области.
- После чего вы выступили по ТВ.
- Да, я, естественно, высказал свою точку зрения - и не только в эфире. Я обратился к ряду депутатов Законодательного собрания. Такое постановление поджигает Тверскую область, оно является дестабилизирующим фактором. Мы говорим о том, что существуют какие-то деструктивные силы. Но все деструктивные силы, вместе взятые, не могут нанести такого вреда для стабильности в регионе, как вот этот один документ.
- Насколько я понимаю, глава области является членом "Единой России" - как, впрочем, и вы. На партийном уровне вы поставили этот вопрос?
- Нет. Наверное, есть необходимость поставить. Напомню, что я об этом документе узнал только несколько дней назад – как и, видимо, об этом узнали в других районах. Сейчас я пытаюсь озвучивать свою точку зрения в СМИ - чтобы было понятно, насколько серьезна ситуация. Когда постановление вступит в силу, 1 января 2010 года, обсуждать что-либо будет поздно. Надо сейчас эти вещи обсуждать, чтобы, пока есть время, все это поправить. Совсем скоро уже исправлять будет нечего. Будут приняты все нормативные акты, которые предписано принять; будет принят - с учетом всего этого - бюджет на 2010 год, и там уже говорить будет поздно. Говорить надо сейчас.
Я очень надеюсь, что наша региональная власть все-таки вернется к этой теме и, может быть, все-таки откажется от этой затеи, которая наносит очень большой вред населению области. Именно сейчас это надо обсуждать.
- Очень многие комментаторы вашего блога обвиняют в происшедшем "Единую Россию". А вы отвечаете им: ни к ЕР, ни к верховной власти это не имеет никакого отношения.
- Я абсолютно убежден в том, что это постановление - чисто региональная самодеятельность. Если бы это было на федеральномуровне, то был бы и какой-то федеральный документ. И мы бы просто его исполняли на всех уровнях. Но здесь - именно региональный документ, управленческое решение, принятое на уровне области. Более того, я считаю, что оно идет вразрез и с государственной политикой, и с политикой партии "Единая Россия". Никто не ставит задачу обострять социальную напряженность. Задача прямо противоположная: надо обеспечить социальную стабильность в каждом регионе, в каждом муниципальном образовании. Ну, и есть определенные действия в этом направлении. И вдруг появляется вот такой документ.
- Вы возглавляете Оленинский район с 1996 года. Значит, помните времена и похуже. Тем не менее, тогда никто не выходил на улицу. Почему вы думаете, что сейчас это произойдет?
- Понимаете, дело не в том, выйдут ли люди на улицу. Я, кстати, очень хотел бы, чтобы люди на улицу все-таки не вышли. Во-первых, бесполезно; во-вторых - в любом случае, политическая жизнь должна развиваться в цивилизованном поле. Я убежденный сторонник этого, конечно же.
Но дело в том, что таким решением доверие людей к власти будет подорвано, это будет серьезный удар. В ситуации кризиса люди стали жить хуже; ухудшение чувствуется от недели к неделе, даже не от месяца к месяцу. И конечно, я не думаю, что 2010 год будет намного лучше, чем 2009-й - скорее, наоборот. У меня, допустим, районный бюджет-2009 на 25 процентов меньше, чем в 2008-м. Плюс инфляция - то есть, зарплата людей в реальном выражении тоже падает. И вот в такой ситуации нанести удар по социальному самочувствию людей… Я считаю, что это просто безумие. Мы все-таки работаем - не важно, какая идеология, какая партийность, но мы все работаем для того, чтобы как-то обеспечить жизнь нашего населения и держать ее в нормальных, разумных рамках. И это решение прямо противоположно задачам, которые перед нами стоят.
- После того, как вы обнародовали свою точку зрения, из администрации области вам звонили?
- Без комментариев.
- А звонки от глав других районов - были?
- Тоже без комментариев.
"Я давно убедился в умышленном характере антисоциальной политики, проводимой в нашем регионе. Но постановление администрации области, поступившее к нам, вышло за все рамки. Думаю, это будет последняя капля, которая реально спровоцирует массовые протесты – причем по всей области".
Такое сообщение было опубликовано несколько дней назад в ЖЖ-блоге oleg_dubov. Регион – Тверская область. Постановление, подписанное губернатором Дмитрием Зелениным, с 1 января 2010 года отменяет все виды натуральных льгот для федеральных льготников, проживающих на территории области; очередная монетизация. Кроме того, коммунальные платежи в Тверской области со следующего года будут взиматься по полной себестоимости, без учета льгот и расходов на топливо. "То есть, дотации ЖКХ отменяются, и в некоторых районах тарифы вырастут еще раза в три!" – возмущается блогер oleg_dubov.
Впрочем, кому oleg_dubov – а кому и просто Дубов Олег Игоревич, 1967 г.р. Вполне реальный человек, с более чем реальной
Глава Оленинского района Олег Дубов – как положено, член партии "Единая Россия" – против всех аппаратных и вертикальных правил выразил публичное несогласие с вышестоящими
И при всем этом глава Оленинского района Олег Дубов – как положено, член партии "Единая Россия" – против всех аппаратных и вертикальных правил выразил публичное несогласие с вышестоящими. Сначала – в своем блоге, где рассказы о районной жизни перемежаются инвективами в адрес либералов как таковых и "юргенсов-гонтмахеров" в частности. Затем – в эфире одной из региональных телекомпаний. И сейчас, в интервью для Радио Свобода.
- В чем, собственно говоря, катастрофичность данного постановления правительства Тверской области?
- Вы прекрасно знаете, что у нас в стране все льготники делятся на федеральных и региональных. Региональные льготники - это у нас инвалиды третьей группы, ветераны труда, труженики тыла; по ним льготы на коммунальные услуги были переведены на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) с 2005 года. Было большое возмущение, но все-таки это был 2005 год, довольно благополучный, и все улеглось. Хотя ЕДВ, которую они получают, где-то раз в 5-7 ниже, чем те коммунальные услуги, которые они реально оплачивают.
Следующая категория – льготники федеральные: это участники Великой Отечественной войны, это инвалиды первой и второй группы, а также педагоги, которые живут в сельской местности. У них коммунальные льготы остались на натуральном уровне. То есть, в принципе, они ничего не платят за коммунальное хозяйство: структуры ЖКХ предъявляют в соцзащиту эти неполученные платежи, и они компенсируются через бюджет. Вы же понимаете, насколько это важно? Тарифы растут, ЕДВ их не покрывает - а речь идет о самых незащищенных слоях населения: участники войны, инвалиды первой-второй группы. Федеральный закон не требует монетизировать вот эти категории льготников, тем более в ситуации кризиса. Это одна сторона проблемы.
И вторая сторона проблемы - то, что область большая. Часть районов отапливается с помощью газа, а пол-области - с помощью угля и мазута. Затраты на отопление отличаются в разы. И у нас уже несколько лет администрация ведет борьбу за то, чтобы отменить дотацию на топливо - но все-таки она у нас есть, чтобы тарифы были более-менее сопоставимы в разных районах области.
- Цена вопроса для Оленинского района?
- Без дотации мы платили бы 40 рублей за метр - где-то по 5-7 тысяч за квартиру. У нас на сегодня в районе это - средняя зарплата.
Жители Оленинского района – где топят углем, - будут платить за коммунальные услуги в 3 раза больше, чем жители города Твери, где отопление газовое. При этом доходы у нас в три раза меньше, чем у тверичей. В какой-то степени получается апартеид
Больше всего, конечно, меня потрясло, что это намечено на 2010 год - год 65-й годовщины Великой Победы. У нас, к большому сожалению, ветеранов войны очень мало, и их становится все меньше. Зачем этим уважаемым людям, которые заслужили хотя бы спокойную старость, устраивать вот такую стрессовую ситуацию - совершенно непонятно. Дальше: учителя, живущие в сельской местности, в селе и поселках – а во всех поселках центральное отопление, это тысячи людей, которые также теряют натуральную льготу. А сейчас проблемы возникают уже и с заработной платой: сложная с бюджетом ситуация, у них и так проблем много - и им еще вот эта проблема тоже теперь предъявляется. Инвалиды первой и второй группы - они на лекарства живут, на лекарства у них уходит вся пенсия. И теперь вместо лекарств вся пенсия будет уходить на коммунальные услуги, что тоже, на мой взгляд, неправильно.
Сейчас государство понимает, что мы находимся в экономическом кризисе, который постепенно переходит в кризис социальный. Государство делает все необходимое - пытается делать, по крайней мере, - чтобы как-то ситуацию смягчить, стабилизировать. Об этом говорит президент, об этом говорит премьер-министр - и они не только говорят, но и предпринимают реальные шаги на федеральном уровне, и мы видим эти шаги. И в это же время принимаются решения, которые в условиях кризиса являются просто дестабилизирующими.
- Сколько в администрации Тверской области рассчитывают заработать на этом решении – точнее, сэкономить для областного бюджета?
- Я не знаю, кто что рассчитывает заработать, это уже не мой вопрос. Меня это решение, конечно, очень удивило, честно скажу.
- Но была же какая-то экспертная оценка? Администрация хотя бы посоветовалась с главами районов?
- Нет, с главами районов не советовались. Я об этом решении узнал с большим опозданием. Постановление было принято 21 апреля, а мне его доставил 25 мая мой секретарь - вместе со всей официальной почтой, с другими постановлениями, которые пришли к нам для исполнения. Вот так оно было до нас доведено. Никто не спрашивал наше мнение, никто нам не говорил. Мы просто увидели постановление в той официальной рассылке, которая идет в районы из области.
- После чего вы выступили по ТВ.
- Да, я, естественно, высказал свою точку зрения - и не только в эфире. Я обратился к ряду депутатов Законодательного собрания. Такое постановление поджигает Тверскую область, оно является дестабилизирующим фактором. Мы говорим о том, что существуют какие-то деструктивные силы. Но все деструктивные силы, вместе взятые, не могут нанести такого вреда для стабильности в регионе, как вот этот один документ.
- Насколько я понимаю, глава области является членом "Единой России" - как, впрочем, и вы. На партийном уровне вы поставили этот вопрос?
- Нет. Наверное, есть необходимость поставить. Напомню, что я об этом документе узнал только несколько дней назад – как и, видимо, об этом узнали в других районах. Сейчас я пытаюсь озвучивать свою точку зрения в СМИ - чтобы было понятно, насколько серьезна ситуация. Когда постановление вступит в силу, 1 января 2010 года, обсуждать что-либо будет поздно. Надо сейчас эти вещи обсуждать, чтобы, пока есть время, все это поправить. Совсем скоро уже исправлять будет нечего. Будут приняты все нормативные акты, которые предписано принять; будет принят - с учетом всего этого - бюджет на 2010 год, и там уже говорить будет поздно. Говорить надо сейчас.
Я очень надеюсь, что наша региональная власть все-таки вернется к этой теме и, может быть, все-таки откажется от этой затеи, которая наносит очень большой вред населению области. Именно сейчас это надо обсуждать.
- Очень многие комментаторы вашего блога обвиняют в происшедшем "Единую Россию". А вы отвечаете им: ни к ЕР, ни к верховной власти это не имеет никакого отношения.
- Я абсолютно убежден в том, что это постановление - чисто региональная самодеятельность. Если бы это было на федеральном
Никто не ставит задачу обострять социальную напряженность
- Вы возглавляете Оленинский район с 1996 года. Значит, помните времена и похуже. Тем не менее, тогда никто не выходил на улицу. Почему вы думаете, что сейчас это произойдет?
- Понимаете, дело не в том, выйдут ли люди на улицу. Я, кстати, очень хотел бы, чтобы люди на улицу все-таки не вышли. Во-первых, бесполезно; во-вторых - в любом случае, политическая жизнь должна развиваться в цивилизованном поле. Я убежденный сторонник этого, конечно же.
Но дело в том, что таким решением доверие людей к власти будет подорвано, это будет серьезный удар. В ситуации кризиса люди стали жить хуже; ухудшение чувствуется от недели к неделе, даже не от месяца к месяцу. И конечно, я не думаю, что 2010 год будет намного лучше, чем 2009-й - скорее, наоборот. У меня, допустим, районный бюджет-2009 на 25 процентов меньше, чем в 2008-м. Плюс инфляция - то есть, зарплата людей в реальном выражении тоже падает. И вот в такой ситуации нанести удар по социальному самочувствию людей… Я считаю, что это просто безумие. Мы все-таки работаем - не важно, какая идеология, какая партийность, но мы все работаем для того, чтобы как-то обеспечить жизнь нашего населения и держать ее в нормальных, разумных рамках. И это решение прямо противоположно задачам, которые перед нами стоят.
- После того, как вы обнародовали свою точку зрения, из администрации области вам звонили?
- Без комментариев.
- А звонки от глав других районов - были?
- Тоже без комментариев.