В лондонской галерее Тэйт проходит съезд Международного общества некронавтики (сокращенно – МОН). За названием "некронавты" скрываются радикальные художники, поставившие своей целью провоцировать публику. Важнейшим творческим стимулом некронавты считают смерть. Руководители этой организации – генеральный секретарь Том Маккарти и ответственный философ Саймон Критчли зачитали Декларацию о фальши.
Среди участников мероприятия – видные представители арт-авангарда. Собравшихся встречает секретарь МОН по вопросам пропаганды Энтони Ауэрбах, заранее связавшийся с каждым лично. Следуя его инструкциям, приглашенные толпятся в фойе, изучают материалы заседания. Наконец разговоры в зале стихают, и взгляды сосредотачиваются на сцене, где, помимо эмблемы МОН, имеются две кафедры с табличками "Том Маккарти" и "Саймон Критчли". Николя Буррио, куратор открывающейся в Тэйт выставки "Altermodern", объявляет заседание открытым.
На сцене появляются двое в серых костюмах неуловимо-плохого покроя. На одном – галстук чудовищной расцветки. Декларация состоит из пронумерованных тезисов, которые поочередно оглашают выступающие. Основную часть составляет критика понятия аутентичности в искусстве, философии и политике. Центральный постулат – о фальши как самом подлинном современном явлении – подается с цитатами из Батая, Хайдеггера и Эмпедокла. Речь идет о материи – точнее, об отношении к ней искусства.
"Искусство и литература разрываются между двумя соблазнами: либо избавиться от материи, а заодно и от содержания вообще, подняв их до формы; либо – оставить материю категорией материальной, то есть существенной, превратив форму в нечто как можно более бесформенное."
"Важны не мысли имперского масштаба, заполнявшие голову полярного исследователя Эрнеста Шеклтона; важны его почерневшие, обмороженные пальцы ног. После того, как белое пространство, куда он отправился и где надеялся начертать свое имя, отвердев, раздавило его корабль, ему и его товарищам по экспедиции пришлось отрезать собственные пальцы, зажарить на примусе и съесть."
Подобные сентенции подводят слушателя к определению некронавтики. Ведь первоначальная задача МОН – изучение смерти как пространства, которое можно нанести на карту, освоить, исследовать. Вот что говорит об идее создания общества его основатель Том Маккарти:
- Вообще говоря, МОН — это фикция, которая превратилась в реальность, при этом оставаясь фикцией. Началось это в результате моего серьезного увлечения авангардом — историческим авангардом начала ХХ века. Меня заинтересовали их бюрократические, едва ли не сталинистские структуры: комитеты и подкомитеты, манифесты, расколы, доносы, прокламации. И тогда, в 1999 году, я учредил свой собственный эрзац-авангард, выпустил манифест, назначил комитет и всевозможные подкомитеты. Вот так все и началось...
Уставшие делегаты пытаются следить за текстом, подсчитывая количество оставшихся тезисов; слышатся комментарии вроде "это уже по ту сторону юмора". Ответственный философ, сверкнув очками и лысиной, продолжает, не меняя интонации:
- Как разъясняется в 1-м манифесте МОН (параграф 3-й, строки 5-я и 6-я), каждый из нас является некронавтом – с начала и навсегда.
Присутствующим остается лишь заслушать все 39 тезисов. Наступает время вопросов. В ответ на каждый докладчики раскрывают свои папки и принимаются зачитывать оттуда что-то не имеющее отношения к делу. Публика оживляется все сильнее, и наконец кто-то не выдерживает:
- Вопрос к Саймону: Саймон, что у тебя с волосами? Вопрос к Тому: Том, что у тебя с галстуком?
- Позвольте мне ответить на ваш вопрос следующим образом...
Ответив – точнее, не ответив – на оба вопроса тем же образом, "портреты" переглядываются и под бурные аплодисменты покидают собрание. За спиной у смеющейся публики беззвучно хохочет настоящий – без галстука – Том Маккарти, все это время наблюдавший за перформансом из операторской.
Какие еще акции, помимо съездов-розыгрышей, устраивает МОН? Рассказывает Том Маккарти.
- Время от времени МОН проводит слушания, где мы допрашиваем других художников, писателей, философов в присутствии специального комитета. За образец берутся сталинские показательные процессы и комиссии по расследованию антиамериканской деятельности эпохи маккартизма — такое смешение одного с другим. Мы публикуем отчеты, выступаем с пропагандистскими заявлениями, просачиваемся в другие организации, в средства массовой информации. Например, нам удалось проникнуть на сайт Би-би-си, который мы превратили в доску объявлений. Писатели, политические активисты, художники, рок-музыканты размещали там объявления, скрытые в компьютерных программах. Если знаешь, где искать, нажимаешь "Смотреть код программы", а там — наша информация. Одним словом, проекты у нас самые что ни на есть разнообразные.
Международное общество некронавтики продолжает активно заявлять о себе на мировой арене. Последний проект общества – "Черный ящик", транслирующий шифрованные радиограммы, успев стать событием в культурной жизни Стокгольма, недавно переехал в Дортмунд. Последователи этого контркультурного течения настроены на прием новых сигналов.
Среди участников мероприятия – видные представители арт-авангарда. Собравшихся встречает секретарь МОН по вопросам пропаганды Энтони Ауэрбах, заранее связавшийся с каждым лично. Следуя его инструкциям, приглашенные толпятся в фойе, изучают материалы заседания. Наконец разговоры в зале стихают, и взгляды сосредотачиваются на сцене, где, помимо эмблемы МОН, имеются две кафедры с табличками "Том Маккарти" и "Саймон Критчли". Николя Буррио, куратор открывающейся в Тэйт выставки "Altermodern", объявляет заседание открытым.
На сцене появляются двое в серых костюмах неуловимо-плохого покроя. На одном – галстук чудовищной расцветки. Декларация состоит из пронумерованных тезисов, которые поочередно оглашают выступающие. Основную часть составляет критика понятия аутентичности в искусстве, философии и политике. Центральный постулат – о фальши как самом подлинном современном явлении – подается с цитатами из Батая, Хайдеггера и Эмпедокла. Речь идет о материи – точнее, об отношении к ней искусства.
"Искусство и литература разрываются между двумя соблазнами: либо избавиться от материи, а заодно и от содержания вообще, подняв их до формы; либо – оставить материю категорией материальной, то есть существенной, превратив форму в нечто как можно более бесформенное."
Искусство и литература разрываются между двумя соблазнами: либо избавиться от материи, либо оставить материю категорией материальной, превратив форму в нечто как можно более бесформенное
"Важны не мысли имперского масштаба, заполнявшие голову полярного исследователя Эрнеста Шеклтона; важны его почерневшие, обмороженные пальцы ног. После того, как белое пространство, куда он отправился и где надеялся начертать свое имя, отвердев, раздавило его корабль, ему и его товарищам по экспедиции пришлось отрезать собственные пальцы, зажарить на примусе и съесть."
Подобные сентенции подводят слушателя к определению некронавтики. Ведь первоначальная задача МОН – изучение смерти как пространства, которое можно нанести на карту, освоить, исследовать. Вот что говорит об идее создания общества его основатель Том Маккарти:
- Вообще говоря, МОН — это фикция, которая превратилась в реальность, при этом оставаясь фикцией. Началось это в результате моего серьезного увлечения авангардом — историческим авангардом начала ХХ века. Меня заинтересовали их бюрократические, едва ли не сталинистские структуры: комитеты и подкомитеты, манифесты, расколы, доносы, прокламации. И тогда, в 1999 году, я учредил свой собственный эрзац-авангард, выпустил манифест, назначил комитет и всевозможные подкомитеты. Вот так все и началось...
Уставшие делегаты пытаются следить за текстом, подсчитывая количество оставшихся тезисов; слышатся комментарии вроде "это уже по ту сторону юмора". Ответственный философ, сверкнув очками и лысиной, продолжает, не меняя интонации:
- Как разъясняется в 1-м манифесте МОН (параграф 3-й, строки 5-я и 6-я), каждый из нас является некронавтом – с начала и навсегда.
Присутствующим остается лишь заслушать все 39 тезисов. Наступает время вопросов. В ответ на каждый докладчики раскрывают свои папки и принимаются зачитывать оттуда что-то не имеющее отношения к делу. Публика оживляется все сильнее, и наконец кто-то не выдерживает:
- Вопрос к Саймону: Саймон, что у тебя с волосами? Вопрос к Тому: Том, что у тебя с галстуком?
- Позвольте мне ответить на ваш вопрос следующим образом...
Ответив – точнее, не ответив – на оба вопроса тем же образом, "портреты" переглядываются и под бурные аплодисменты покидают собрание. За спиной у смеющейся публики беззвучно хохочет настоящий – без галстука – Том Маккарти, все это время наблюдавший за перформансом из операторской.
Какие еще акции, помимо съездов-розыгрышей, устраивает МОН? Рассказывает Том Маккарти.
- Время от времени МОН проводит слушания, где мы допрашиваем других художников, писателей, философов в присутствии специального комитета. За образец берутся сталинские показательные процессы и комиссии по расследованию антиамериканской деятельности эпохи маккартизма — такое смешение одного с другим. Мы публикуем отчеты, выступаем с пропагандистскими заявлениями, просачиваемся в другие организации, в средства массовой информации. Например, нам удалось проникнуть на сайт Би-би-си, который мы превратили в доску объявлений. Писатели, политические активисты, художники, рок-музыканты размещали там объявления, скрытые в компьютерных программах. Если знаешь, где искать, нажимаешь "Смотреть код программы", а там — наша информация. Одним словом, проекты у нас самые что ни на есть разнообразные.
Международное общество некронавтики продолжает активно заявлять о себе на мировой арене. Последний проект общества – "Черный ящик", транслирующий шифрованные радиограммы, успев стать событием в культурной жизни Стокгольма, недавно переехал в Дортмунд. Последователи этого контркультурного течения настроены на прием новых сигналов.