Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.
Марк Крутов: Издательство "Мир искусства" выпустило первую книгу в серии "Мастер-класс". Она принадлежит перу Андрея Звягинцева, режиссера фильмов "Возвращение" и "Изгнание", лауреата Каннского кинофестиваля. Рассказывает Марина Тимашева.
Марина Тимашева: В маленьком зале кинотеатра "Мир искусства" гостей принимали его создатели, они же - издатели книги Андрея Звягинцева - Дмитрий Куповых и Сергей Тютин.
- В 2001 году научились показывать кино с цифрового носителя практически так же, как с кинопленки. Возникла такая идея - создание альтернативных кинотеатров, в которых можно увидеть то, чего нельзя посмотреть в других кинотеатрах. И вот первые проектор, которые приехал в Россию, мы его приобрели и поставили в этом зале и открыли здесь кинотеатр "Мир искусства". Технология технологией, но главное - содержание. Мы решили показывать классическое кино, авторское кино, современное авторское кино, документальные фильмы, анимацию, фильмы по искусству. Кроме "Музея кино" в Москве, в общем, посмотреть это было негде. При кинотеатре существовала маленькая киношкола. Ребята занимались кино и смотрели в кинотеатре классические фильмы, начиная от немого кино и до наших дней. В дальнейшем мы в Сокольниках открыли киноклуб "Арт-кино". А поскольку нас учили, чтобы делать большое искусство надо ставить большие цели, то мы решили поставить себе скромную задачу - возродить авторское кино в России.
В сентябре 2007 года мы запустили проект "Мастер-класс". Этот проект поставил еще одну скромную задачу перед собой - повышение кинематографической культуры в нашей стране. Соответственно, предполагалось, что еще некоторые носители этой кинематографической культуры живы. Среди молодых режиссеров тоже как бы есть люди, которые эту кинематографическую культуру имеют. Один такой кинематографист сидит рядом со мной, который у нас был одним из первых гостей нашего киноклуба "Мастер-класс". Получилась какая-то совершенно чудесная встреча. В результате мы задумались над тем, что это будет интересно не только тем, кто присутствовал на этой встрече, но и всем остальным людям, кто интересуется кино. И задумали вот эту книжку.
Марина Тимашева: Тему продолжает Андрей Звягинцев:
Андрей Звягинцев: Я столкнулся с таким массивом текста, настолько косноязычным... Передо мной стояла такая дилемма - то ли превращать этот текст в литературный, то ли оставить его живым. Я просто его почистил несколько, прибрал его. В общем, это моя премьера под обложкой.
Марина Тимашева: "Премьера под обложкой" вышла живой и совершенно не косноязычной. В книге Звягинцев рассказывает и о том, как проходили съемки, и о том, как не могли уложиться в бюджет, и о том влиянии, которое оказала на него картина Антониони "Приключение", и о том, чем отличается киноактер от артиста театрального, но главное - очень содержательно, на таком уровне, который совершенно не в чести у большинства современных кинематографистов, Звягинцев рассуждает о живописи, о мифах, о Ветхом и Новом заветах, об античной трагедии - обо всем, что имеет прямое отношение к его кинематографу и поможет зрителям лучше его понять. Довольно эмоционально ответил Звягинцев на вопрос о положении "авторского кино" в России.
Андрей Звягинцев: Оно испытывает не лучшие времена, у меня такое ощущение. По-моему, сюда приходит продюсерское кино. Люди, которые имеют деньги, ставят на деньги, на возврат денег и только на это. Ну что, переходить на видео, снимать на видео? Не знаю, что будет с кино. Во всяком случае могу от себя говорить. Я уже полгода ищу финансирования и не могу найти. У меня три замысла - один малобюджетный, два других высокобюджетные. Но на один уже нашел на будущее на Западе. Деньги найдены именно там - на Западе. С октября месяца 2008 года я ничего не могу найти - ни на высокобюджетное кино, ни на малобюджетное. Это просто губительная история, когда заправляют продюсеры, которые опираются на институт звезд, отказывают авторам в их решении, в их риске, в творческом риске. Люди, которые имеют возможности, огромные, гигантские возможности, не хотят заниматься просвещением. Они совершенно забыли совесть - понижающая селекция.
Марина Тимашева: Как слышите, сам Звягинцев оказался в безрадостной ситуации. На полнометражный фильм (режиссер о нем говорить пока не хочет), он деньги нашел, но не в России, а в Европе, да и начнется работа только в 2012 году. Мог бы сейчас снять короткометражную ленту, но на нее денег нет. Вдумайтесь: нет денег на короткометражную картину Андрея Звягинцева - автора фильмов, побеждавших в Венеции и Каннах!
Марк Крутов: Издательство "Мир искусства" выпустило первую книгу в серии "Мастер-класс". Она принадлежит перу Андрея Звягинцева, режиссера фильмов "Возвращение" и "Изгнание", лауреата Каннского кинофестиваля. Рассказывает Марина Тимашева.
Марина Тимашева: В маленьком зале кинотеатра "Мир искусства" гостей принимали его создатели, они же - издатели книги Андрея Звягинцева - Дмитрий Куповых и Сергей Тютин.
- В 2001 году научились показывать кино с цифрового носителя практически так же, как с кинопленки. Возникла такая идея - создание альтернативных кинотеатров, в которых можно увидеть то, чего нельзя посмотреть в других кинотеатрах. И вот первые проектор, которые приехал в Россию, мы его приобрели и поставили в этом зале и открыли здесь кинотеатр "Мир искусства". Технология технологией, но главное - содержание. Мы решили показывать классическое кино, авторское кино, современное авторское кино, документальные фильмы, анимацию, фильмы по искусству. Кроме "Музея кино" в Москве, в общем, посмотреть это было негде. При кинотеатре существовала маленькая киношкола. Ребята занимались кино и смотрели в кинотеатре классические фильмы, начиная от немого кино и до наших дней. В дальнейшем мы в Сокольниках открыли киноклуб "Арт-кино". А поскольку нас учили, чтобы делать большое искусство надо ставить большие цели, то мы решили поставить себе скромную задачу - возродить авторское кино в России.
В сентябре 2007 года мы запустили проект "Мастер-класс". Этот проект поставил еще одну скромную задачу перед собой - повышение кинематографической культуры в нашей стране. Соответственно, предполагалось, что еще некоторые носители этой кинематографической культуры живы. Среди молодых режиссеров тоже как бы есть люди, которые эту кинематографическую культуру имеют. Один такой кинематографист сидит рядом со мной, который у нас был одним из первых гостей нашего киноклуба "Мастер-класс". Получилась какая-то совершенно чудесная встреча. В результате мы задумались над тем, что это будет интересно не только тем, кто присутствовал на этой встрече, но и всем остальным людям, кто интересуется кино. И задумали вот эту книжку.
Марина Тимашева: Тему продолжает Андрей Звягинцев:
Андрей Звягинцев: Я столкнулся с таким массивом текста, настолько косноязычным... Передо мной стояла такая дилемма - то ли превращать этот текст в литературный, то ли оставить его живым. Я просто его почистил несколько, прибрал его. В общем, это моя премьера под обложкой.
Марина Тимашева: "Премьера под обложкой" вышла живой и совершенно не косноязычной. В книге Звягинцев рассказывает и о том, как проходили съемки, и о том, как не могли уложиться в бюджет, и о том влиянии, которое оказала на него картина Антониони "Приключение", и о том, чем отличается киноактер от артиста театрального, но главное - очень содержательно, на таком уровне, который совершенно не в чести у большинства современных кинематографистов, Звягинцев рассуждает о живописи, о мифах, о Ветхом и Новом заветах, об античной трагедии - обо всем, что имеет прямое отношение к его кинематографу и поможет зрителям лучше его понять. Довольно эмоционально ответил Звягинцев на вопрос о положении "авторского кино" в России.
Андрей Звягинцев: Оно испытывает не лучшие времена, у меня такое ощущение. По-моему, сюда приходит продюсерское кино. Люди, которые имеют деньги, ставят на деньги, на возврат денег и только на это. Ну что, переходить на видео, снимать на видео? Не знаю, что будет с кино. Во всяком случае могу от себя говорить. Я уже полгода ищу финансирования и не могу найти. У меня три замысла - один малобюджетный, два других высокобюджетные. Но на один уже нашел на будущее на Западе. Деньги найдены именно там - на Западе. С октября месяца 2008 года я ничего не могу найти - ни на высокобюджетное кино, ни на малобюджетное. Это просто губительная история, когда заправляют продюсеры, которые опираются на институт звезд, отказывают авторам в их решении, в их риске, в творческом риске. Люди, которые имеют возможности, огромные, гигантские возможности, не хотят заниматься просвещением. Они совершенно забыли совесть - понижающая селекция.
Марина Тимашева: Как слышите, сам Звягинцев оказался в безрадостной ситуации. На полнометражный фильм (режиссер о нем говорить пока не хочет), он деньги нашел, но не в России, а в Европе, да и начнется работа только в 2012 году. Мог бы сейчас снять короткометражную ленту, но на нее денег нет. Вдумайтесь: нет денег на короткометражную картину Андрея Звягинцева - автора фильмов, побеждавших в Венеции и Каннах!