Программ ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Максим Ярошевский и Елена Фанайлова.
Андрей Шарый: Сегодня в Таганском суде Москвы начался новый этап процесса о выставке "Запретное искусство - 2006". Дело против ее организаторов - правозащитника Юрия Самодурова и искусствоведа Андрея Ерофеева - возбуждено по искам националистических организаций. Процесс был отложен на неделю из-за неявки одного из адвокатов обвиняемых и вызвал граничащий со скандалом интерес как сторонников, так и противников обвинения.
Максим Ярошевский: У здания Таганского суда еще за полчаса до начала процесса толпилось более десятка журналистов. Интервью раздавали как сторонники скандальной выставки, так и ее противники.
- В общем контексте все выглядело богохульно, скажем так. Потому что если было это все как бы разрознено, а это все было в одном помещении.
- Я уже не говорю о том, что 80 процентов у нас православных, так нет никакого уважения!
Максим Ярошевский: Незадолго до начала заседания во дворе здания Таганского суда появились два человека. Один, одетый в белую простыню, с завязанными глазами, с розовыми весами и мечом из пенопласта, изображая Фемиду, шел во главе колонны. Сзади его подгонял молодой человек с повязкой на руке с изображением свастики и с длинной веткой в руке. Этим хлыстом он нещадно колотил по спине впереди идущего, при этом громко читая стихи. Шествие замыкали ребята с баннером "Суд над художниками - насилие над правосудием". Позже оказалось, что это представление организовала арт-группа "Бомбилы". Говорит участница движения Кристина Софьина.
Кристина Софьина: Если судебное решение будет не в пользу Ерофеева, они смогут судить любого художника и посадят любого художника. Мы против этого.
Максим Ярошевский: За полчаса до начала рассмотрения дела стало понятно, что зал судебных заседаний не вместит всех желающих присутствовать на процессе. Говорит известнейший российский правозащитник Сергей Адамович Ковалев.
Сергей Ковалев: Никакой розни и ненависти эта выставка просто принципиально, физически не может возбудить. На самом деле, то, что сейчас происходит здесь, - это продолжение педагогических усилий нашей власти. Эти педагогические усилия состоят в стремлении преподнести обществу урок. Что бы вы там ни болтали про независимость суда, чтобы вы там ни писали в разных текстах, в том числе в Конституции, суд принимает решение, которое ему диктуется властью.
Елена Фанайлова: Так считает правозащитник Сергей Ковалев.
Организаторы выставки Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев обвиняются по 2-му пункту 282-й статьи Уголовного кодекса в разжигании межрелигиозной вражды. Рассмотрение дела было приостановлено из-за адвокатского запроса о неконкретности обвинения. Говорит адвокат Самодурова Анна Ставицкая.
Анна Ставицкая: Мы считаем, конечно, что это обвинение абсурдно, и будем доказывать это в судебном заседании. Мы полагаем, что обвинение неконкретно. Следователь путается в понятиях религиозных. Он говорит сначала, что это вражда была по отношению к представителям христианской религии, затем - к православной религии, затем - просто неограниченного числа верующих, к русскому народу вообще. То есть должны определиться, в отношении кого, собственно говоря, выставка современного искусства могла разжечь какую-либо вражду. Я считаю, что она в принципе не может разжечь, но если уж такое обвинение было предъявлено, то хотя бы определились. С точки зрения юридической такой обвинение не может существовать. А раз оно возникло, да еще именно в таком виде, то, конечно же, возникают мысли по поводу того, что это возникло не просто так. И я думаю, что каждый сделает свой собственный вывод, но то, что это дело возникло не на пустом месте, то, что его кто-то двигал, для меня это безусловно очевидно.
Елена Фанайлова: Cказала адвокат Анна Ставицкая.
Обвиняемый - искусствовед Андрей Ерофеев - после выхода из зала суда оценил процесс по делу выставки "Запретное искусство-2006" таким образом.
Андрей Ерофеев: Россия как бы пробует на себе разного рода дискурсы, политические, культурные. И многие из них, к сожалению, уже дискредитированы неловкими действиями общества и властей. Один из живых дискурсов, который еще недостаточно нейтрализован, это фашистский дискурс, фашизоидный. Вот такой мускулистый дискурс наезда на современное сознание, на современную культуру, на современное мировоззрение. Вот мы здесь и видим наезд этого дискурса на крупнейших русских художников. Не на меня же, а на Кабакова, на Косолапова, на Сокова, на Бахчиняна. Просто есть люди, которые сочувствуют этому дискурсу, а есть люди, которые являются носителями его. Вот, в частности, господин Олег Кассин, руководитель "Народного собора", он носитель этого дискурса, и он его разжигает и активно пытается интегрировать в наше общество.
Елена Фанайлова: Упомянутый Андреем Ерофеевым Олег Кассин, руководитель националистической организации "Народный собор", по иску которой было возбуждено дело, агитировал здесь же, во дворе Таганского суда.
Олег Кассин: Действия подобных граждан действительно опасны, потому что они создают определенные прецедент. Понимаете, здесь речь идет о некой двойной морали. Представьте себе, если бы человек, например, публично сжег в Израиле свиток Торы, какая бы была реакция? Естественно, его бы наказали, и были бы совершенно справедливы. Или фестиваль пива в Мекке, например, устроили - это бы тоже было неправильно, потому что нравы.
Елена Фанайлова: Сторонники Олега Кассина, крепкие мужчины среднего возраста, высказывались в том же духе. Адвокат Ксения Костромина, защищавшая Юрия Самодурова на процессе по делу выставки "Осторожно, религия!", сравнивает публику, поддерживающую обвинение.
Ксения Костромина: Тогда в качестве публики у нас приходили люди, которые называли себя верующими и которые вели себя, конечно, неадекватно в зале судебного заседания, были некоторые инциденты там, когда одну даму ударили по голове иконой. Но вот такого, конечно, не было. Сейчас это воинствующие, в общем, достаточно настроенные лица.
Елена Фанайлова: Правозащитник Александр Подрабинек оценивает сегодняшний процесс.
Александр Подрабинек: Достаточно напряженная обстановка в тесном зале суда, где не хватает мест для всех, кто хочет сидеть и слушать процесс. И во дворе вы видите стечение экстремистски настроенных православных, и художников с этой стороны и с этой стороны. В общем, страсти кипят. Так, наверное, и должно быть во время таких процессов.
Елена Фанайлова: Финал процесса оказался скандальным: неизвестные молодые люди запели в зале песню с нецензурными обвинениями в адрес суда. Их вывели из зала. Адвокаты обвиняемых расценили это выступление как провокацию против их подзащитных.