Ссылки для упрощенного доступа

Рубль на родине героя


"Разговоры о новой мировой резервной валюте главным образом предназначены для внутрироссийского потребления: они создают ауру героя вокруг имени президента Медведева"
"Разговоры о новой мировой резервной валюте главным образом предназначены для внутрироссийского потребления: они создают ауру героя вокруг имени президента Медведева"
Насколько обоснованы претензии России на превращение рубля в мировую валюту? Во вторник президент Медведев сделал очередное заявление на этот счет, которое не прошло мимо внимания экспертов.

О мотивах Кремля в интервью Радио Свобода рассуждает профессор Маршалл Голдман, содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета:

– За этим стоят и политические, и экономические расчеты. Постоянно поднимаемая Россией тема создания новой резервной
Разговоры о новой мировой резервной валюте главным образом предназначены для внутрироссийского потребления: они создают ауру героя вокруг имени президента Медведева
валюты, в которой рубль играл бы заметную роль, – инструмент пропаганды. Признанный рубль – отражение экономической мощи возрожденной России, в то время, как слабеющий доллар – символ угасания США. С другой стороны, рубль в качестве резервной валюты предоставил бы России важные преимущества в мировой торговле, спрос на рубль обеспечил бы высокий его курс и укрепил бы российскую финансовую систему. В данной ситуации, когда такая перспектива кажется, скажем так, отдаленной, разговоры о новой мировой резервной валюте главным образом предназначены для внутрироссийского потребления: они создают ауру героя вокруг имени президента Медведева, ведь это под его руководством Россия совершает такой прорыв.

– Профессор, но не выглядят ли претензии России на вселенский статус рубля слишком далекими от реальности? Ведь спрос на него столь мал, что его невозможно купить даже в нью-йоркских обменных пунктах, где обычно предлагается больше десятка валют?

– В данный момент они далеки от реальности. Но если цены на энергоносители поднимутся и утвердятся на сравнительно высоком уровне, тогда рубль станет привлекательнее. Важно также будущее американской экономики. Если США станут жертвой глубокой затяжной рецессии и промышленное производство рухнет, тогда люди не захотят держать доллар.

– Но в еще меньшей мере они захотят держать сбережения в других валютах.

– В общем, это так. Если трудно будет что-то купить за доллар, то это будет признаком глубочайшей рецессии или депрессии. В таком случае рухнут и цены на нефть, и покупательная способность всех валют. Но русские надеются, что проблемы не усугубятся настолько.

– Можно ли "назначить" определенную валюту на роль мировой? Или это, скорее, результат "природного" процесса?

– Это результат действия рыночных сил. У вас есть товар, который требуется в других странах, у вас есть природные ресурсы, необходимые всем. Естественно, для их покупки требуется ваша валюта. Но это лишь отправная точка. Огромную роль играет экономическая мощь страны, ее потенциал. Утверждение валюты в роли резервной – длительный процесс. Кстати, не нужно путать резервную валюту с конвертируемой. Скажем, саудовский риал – конвертируемая валюта, потому что это валюта крупнейшего экспортера нефти. Но она не может претендовать на большую мировую роль, потому что на нее нельзя купить другие продукты. Если на рубль можно будет купить не только нефть и газ, а целую корзину товаров, тогда потребители могут всерьез заинтересоваться рублем.
XS
SM
MD
LG