Международный театральный фестиваль имени Чехова показывает в Москве спектакль выдающегося французского режиссера Филиппа Жанти "Болилок". Слово, вынесенное в название, не имеет никакого смысла.
Возможно, новый спектакль Филиппа Жанти уступает тем, что мы видели прежде. Он создан из того же вещества, но эффект уже не так силен. Однако сравнивать Жанти можно только с ним самим: на его территории равных ему нет. А его территория - это сновидения. И он - единственный, кто умеет сделать сон явью. Правда, на этот раз Жанти представляет все происходящее фантазиями девочки Алисы (привет от Кэрролла). Исполнительница роли на наших глазах оживляет кукол и разговаривает их голосами. Для такого случая актриса выучила текст по-русски.
Если вас будут уверять, что в спектаклях Жанти есть смысл, - не верьте: его не больше, чем в галлюцинациях. И не стоит мучительно разгадывать, как все это сделано. Даже если объяснить технологию. Дело - не в ней, не в самом трюке, а в мастерстве, с которым он выполнен. Жанти смешивает все виды искусства: цирковую клоунаду и акробатику с пантомимой, кукольный театр с современным танцем, кино и видео с пластическими искусствами. Вот кукольная головка размером с кулак; а через несколько секунд - уже с человеческую голову и с человеческим лицом; а еще через секунду появляется лицо живого актера - похожее на кукольное, как две капли воды. Заметить момент подмены невозможно: живое неотличимо от неживого до тех пор, пока этого не захочет режиссер.
Жанти балансирует на тонкой грани, отделяющей веселую клоунаду от мрачного гротеска. Взять сцену искусственного оплодотворения: два врача-неумехи отправляют в дальнее странствие маленьких куколок. А вот экран: в видеофильме двое пробираются по хитросплетениям лабиринтов. А на черной ширме тем временем образуется широкая прорезь, из которой пробуют вырваться-выбраться - то есть родиться - наши герои.
Следишь за спектаклем-сновидением зачарованно - и не в силах разгадать, как он сделан, чувствуешь себя ребенком, впервые встретившимся с волшебством театра. Так же рассуждает и Вениамин Смехов:
- Я в третий раз вижу его спектакли. Я уверен, что Филипп Жанти опять посвятил это мне как ребенку. Это чудо присутствия наневообразимом, необоснованно фантастическом подарке. Я так же, как и 17-18 лет назад, впал в то же "жантифильство", "филипполюбие". Здесь пересечены очень разные искусства. Здесь люди летают. Вы видели, чтобы так летали? Невозможно представить! А как они пластичны. А какая это клоунада - бесконечно страстная и мобильная, и могучая, и абсолютно беззащитная! Это беззащитность детского восприятия мира, который обещает нам бесконечное счастье. И вот мы выходим на улицу, где никакого нет счастья, - и снова, и снова благодарны театру за этот подарок.
- Здесь есть очень много цитат из современной живописи, из комиксов, детских мультфильмов, - отмечает искусствовед Галина Аксенова. - Замечательный финал - танец Аннабель, это один из первых фильмов Эдисона. Здесь еще есть тема конфликтов прошлого и настоящего, поп-арта и высокого искусства, интеллектуальной и низкой культуры. И, конечно, есть история Алисы с воспоминаниями, от которых мы хотим избавиться. Что называется, спектакль для всей семьи, для людей как необразованных, так и образованных. И это замечательно, это и есть настоящее народное искусство.
* * *
Одновременно с "Болилоком" Филиппа Жанти в Москву из Франции приехал "Невидимый цирк". Все действие состоит из сложных, изобретательных цирковых номеров, раньше такие показывали на площади. В них заняты грустно-улыбчивые клоуны - дочь Чарли Чаплина Виктория и ее муж Жан-Батист Тьере. А вместе с ними - голуби, кролики и чудесно поющие гуси.
Возможно, новый спектакль Филиппа Жанти уступает тем, что мы видели прежде. Он создан из того же вещества, но эффект уже не так силен. Однако сравнивать Жанти можно только с ним самим: на его территории равных ему нет. А его территория - это сновидения. И он - единственный, кто умеет сделать сон явью. Правда, на этот раз Жанти представляет все происходящее фантазиями девочки Алисы (привет от Кэрролла). Исполнительница роли на наших глазах оживляет кукол и разговаривает их голосами. Для такого случая актриса выучила текст по-русски.
Если вас будут уверять, что в спектаклях Жанти есть смысл, - не верьте: его не больше, чем в галлюцинациях
Если вас будут уверять, что в спектаклях Жанти есть смысл, - не верьте: его не больше, чем в галлюцинациях. И не стоит мучительно разгадывать, как все это сделано. Даже если объяснить технологию. Дело - не в ней, не в самом трюке, а в мастерстве, с которым он выполнен. Жанти смешивает все виды искусства: цирковую клоунаду и акробатику с пантомимой, кукольный театр с современным танцем, кино и видео с пластическими искусствами. Вот кукольная головка размером с кулак; а через несколько секунд - уже с человеческую голову и с человеческим лицом; а еще через секунду появляется лицо живого актера - похожее на кукольное, как две капли воды. Заметить момент подмены невозможно: живое неотличимо от неживого до тех пор, пока этого не захочет режиссер.
Жанти балансирует на тонкой грани, отделяющей веселую клоунаду от мрачного гротеска. Взять сцену искусственного оплодотворения: два врача-неумехи отправляют в дальнее странствие маленьких куколок. А вот экран: в видеофильме двое пробираются по хитросплетениям лабиринтов. А на черной ширме тем временем образуется широкая прорезь, из которой пробуют вырваться-выбраться - то есть родиться - наши герои.
Следишь за спектаклем-сновидением зачарованно - и не в силах разгадать, как он сделан, чувствуешь себя ребенком, впервые встретившимся с волшебством театра. Так же рассуждает и Вениамин Смехов:
- Я в третий раз вижу его спектакли. Я уверен, что Филипп Жанти опять посвятил это мне как ребенку. Это чудо присутствия на
Это беззащитность детского восприятия мира, который обещает нам бесконечное счастье
- Здесь есть очень много цитат из современной живописи, из комиксов, детских мультфильмов, - отмечает искусствовед Галина Аксенова. - Замечательный финал - танец Аннабель, это один из первых фильмов Эдисона. Здесь еще есть тема конфликтов прошлого и настоящего, поп-арта и высокого искусства, интеллектуальной и низкой культуры. И, конечно, есть история Алисы с воспоминаниями, от которых мы хотим избавиться. Что называется, спектакль для всей семьи, для людей как необразованных, так и образованных. И это замечательно, это и есть настоящее народное искусство.
* * *
Одновременно с "Болилоком" Филиппа Жанти в Москву из Франции приехал "Невидимый цирк". Все действие состоит из сложных, изобретательных цирковых номеров, раньше такие показывали на площади. В них заняты грустно-улыбчивые клоуны - дочь Чарли Чаплина Виктория и ее муж Жан-Батист Тьере. А вместе с ними - голуби, кролики и чудесно поющие гуси.