Ссылки для упрощенного доступа

Шел в институт, попал в сапоги


Russia -- Meeting against national service and for professional army, draft, Moscow, 27Sep2008
Russia -- Meeting against national service and for professional army, draft, Moscow, 27Sep2008
Как сообщают представители Комитетов солдатских матерей России, в Москве и Санкт-Петербурге прошли милицейские облавы на людей призывного возраста: на улицах, в общежитиях и даже в квартирах. Таким образом военное ведомство пытается выполнить план по призыву в российскую армию.

Сегодня правозащитная организация "Солдатские матери Петербурга" провела пикет против участившихся в городе облав на призывников, страдают от которых в основном студенты. Администрация Приморского района Петербурга не согласовала пикет. Но он все равно прошел - несмотря на запрет властей и непрерывный дождь - при поддержке студентов и родственников тех молодых людей, которых прямо посреди сессии насильно отправили в армию.

Антон Потапенко, студент ЛЭТИ, стоящий на учёте в Приморском военкомате, ушел 25 мая на зачёт, оставив в комнате невыключенный компьютер, кота и недоеденную кашу. По дороге он был похищен неизвестными людьми в форме и доставлен на сборный пункт, где ему под угрозой насилия было запрещено пользоваться мобильным телефоном.

Сейчас Антон уже находится в Североморске, в военной части 227. И это лишь один из множества случаев нарушения прав людей на образование, подчеркивает глава "Солдатских матерей Петербурга" Элла Полякова:

- Ребята-студенты рассказывали, что их захватывали работники милиции по дороге, и они за 500 рублей откупались.

Ну а те, у кого не было с собой 500 рублей, попадают в основном на призывной пункт Приморского района, на Приморском шоссе. Именно этот район города отличился массовыми нарушениями прав призывников, облавами в студенческих общежитиях и у метро. Правозащитники говорят, что в некоторых случаях военные пользуются тем, что студенты из-за незаконного бездействия призывных комиссий не смогли вовремя оформить отсрочку по учебе. Так произошло со студентом Николаем Коноплевым, схваченным в общежитии в 8 утра 21 мая и в тот же день отправленным в войска, хотя отсрочку ему обязаны были оформить два года назад.

Основными лозунгами пикета были: "Армия - не тюрьма" и "Нет - облавам на призывников!"

- Я попыталась пройти на призывной пункт, - говорит Элла Полякова. - И мне препятствовал некто - не милиционер и не работник военкомата, по-видимому, это частное охранное агентство, которое не пускает внутрь. А там – мальчишки. И непонятно, какие беззаконные процедуры с ними там производятся.

По факту похищения студентов правозащитники направили обращения министру обороны, в Следственный комитет при Генпрокуратуре РФ, Уполномоченному по правам человека и в другие инстанции.

Об облавах в Москве в эфире Радио Свобода рассказала Валентина Мельникова, ответственный секретарь Союза Комитетов солдатских матерей России.
Ребят тут же побрили, постригли, переодели и отправили в войска - несмотря на то, что у одних были направления на дополнительные обследования, выданные в "родных" военкоматах, а у других были отсрочки на получение образования


- Милиция забирала студентов из общежитий - из МГУ, из Губкинского (Институт нефти и газа им. Губкина. – РС.), на улицах, во дворах. Кроме того, милиция приходила в шесть утра в квартиры - а это тоже недопустимо. Ребят тут же побрили, постригли, переодели и отправили в войска - несмотря на то, что у одних были направления на дополнительные обследования, выданные в "родных" военкоматах, а у других были отсрочки на получение образования. Эти облавы абсолютно незаконны. По закону милиция может только вручить призывнику повестку под расписку или составить протокол об административном правонарушении - если у нее есть официальное обращение военного комиссара. Более того, было постановление пленума Верховного суда, где прямо указано, что такие нарушения не должны повторяться. Но тем не менее это снова повторяется. Как мы и говорили, раз в три раза больше норма призыва - значит, в три раза больше нарушений.

Полковник в отставке, военный обозреватель газеты "Комсомольская правда" Виктор Баранец к облавам на призывников относится резко отрицательно.

- Это противозаконно. Это позорит нашу исполнительную власть и вообще Россию, ибо все должно делаться строжайшим образом по закону.

- Как вы полагаете, может ли быть боеспособной армия, в которую загоняют силой?


- Не то что "боеспособна", она не будет армией. Люди не будут понимать, ради чего им дано в руки оружие. Они просто будут отбывать повинность - и это самое страшное.

- Разговоры о реформе армии идут уже очень давно, а на деле все продолжается по-старому. В этом году очень существенно увеличен план по призыву, снова начались облавы. А где же реформы, которых так ждет российское общество?

- Если верить министру обороны России Сердюкову и начальнику Генштаба Макарову, военная реформа двигается вперед семимильными шагами. Но в том, что касается призыва, нынешняя армия по природе своей еще остается советской. Мы как-то
Наши юноши уже прекрасно понимают, что служить за бесплатно Отечеству дураков нет
пытаемся перехитрить ситуацию и отказываемся признавать, что за окном наступил капитализм, что все эти слова о священном долге, почетной обязанности…

Наши юноши уже прекрасно понимают, что служить за бесплатно Отечеству дураков нет. Потому меняется сама природа военной службы, меняется система отношений "призывник – Отечество". Но власть этого упорно не хочет понимать. Власть талдычит нам, что надо быть за Отечество, надо стоять на страже Родины, - но это все лицемерные призывы. Самое страшное, что не учитывается реальное психологическое настроение - и народа в целом, и призывников в частности.

- Каков, на ваш взгляд, может быть выход из такой ситуации?

- Должны быть приняты два радикальных решения. Или мы перестаем пользоваться рабским трудом солдата и объявляем всем россиянам, что закон для всех един, - и тогда тысячи блатных сынков олигархата тоже должны стать в строй; и тогда мы действительно получим справедливую систему призыва, справедливое понимание необходимости защищать Россию. Или же надо полностью переходить на контрактную армию, в которой люди должны служить только по желанию. И тогда солдат сам будет рваться в строй. Количество желающих послужить в армии будет больше, чем количество абитуриентов перед поступлением в МГУ, Сорбонну или Кембридж.
XS
SM
MD
LG