По данным статистики, в мае уровень зарегистрированной безработицы снизился относительно апреля. Но уже осенью негативная тенденция вновь возьмет верх, полагает эксперт Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева.
В настоящее время почти у двух третей российских граждан есть знакомые безработные. Однако при этом доля россиян, знакомые которых потеряли работу, снизилась с 64 процентов в апреле до 61 процента в мае. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения. Его эксперты также отмечают, что хотя безработица остается одной из главных тем обсуждения, интерес людей к ней постепенно снижается. Так, доля тех, кто активно обсуждает проблемы трудоустройства, сократилась в мае до 60 процентов против 66 процентов в марте. Официальная статистика также подтверждает некоторое улучшение на внутреннем рынке труда — уже несколько недель подряд в стране отмечается снижение числа безработных, официально зарегистрированных в службе занятости. Для Радио Свобода тему комментирует сотрудник Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева:
— О снижении регистрируемой безработицы можно говорить, только если сравнивать данные месяц к месяцу. Сейчас, в частности,
Что касается различий между регистрируемой безработицей и общей, измеряемой по методологии Международной организации труда, — понятно, что здесь важную роль играет сезонный фактор. Лето — это возможность работать на даче, найти подработку в сельском хозяйстве, строительстве, сфере туризма, торговле. Поэтому у людей появляются альтернативы — вместо того, чтобы идти и выбивать пособие, они находят временный заработок или выбирают самозанятость.
Можно ожидать, что численность регистрируемых безработных в летние месяцы продолжит незначительно снижаться. Но к осени, скорее всего, рост возобновится, потому что сократятся возможности для заработка. Существующие сейчас прогнозы говорят о том, что к концу года общая безработица может достичь 10-15 миллионов человек, то есть около 15-20 процентов экономически активного населения. Это много выше, чем, например, в большинстве европейских стран. Какого-то возобновления экономического роста и восстановления промышленности пока не наблюдается, поэтому и в сфере занятости позитивных сдвигов ожидать не приходится. Пока промышленность падает, пока сигналов к восстановлению экономики нет, сложно говорить о том, что количество безработных будет сокращаться. Наоборот, ситуация будет усугубляться.
Российские власти приняли решение выделять из бюджета по 60 тысяч рублей на открытие своего дела безработными, официально зарегистрированными в службе занятости. Понятно, что эта сумма не настолько значительна, чтобы обеспечить старт каким-то малым предприятиям. Кроме того, существует и другая проблема — людей, подготовленных для начала малого бизнеса, не так много. И если давать эти деньги всем желающим без предварительного обучения, без других форм поддержки, то, скорее всего, их малый бизнес не будет успешным. То есть, как альтернатива это неплохо, но понятно, что одних субсидий недостаточно, чтобы дать старт реальным малым предприятиям и таким образом обеспечить людям самозанятость.