Ссылки для упрощенного доступа

Экономическая панорама. Дефицит бюджета России в 2009 году может превысить планируемый


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие экономический обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский.

Кирилл Кобрин: Дефицит бюджета России в 2009 году может превысить планируемый почти на четверть. Об этом заявил министр финансов Алексей Кудрин на закончившемся экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
Правительство ныне пересматривает - в сторону ухудшения, как минимум, в 3 раза - прогноз сокращения объема российской экономики, на котором основан федеральный бюджет этого года. А реальное падение ВВП будет определяться спросом на продукцию российских компаний.

Сергей Сенинский: По недавним еще прогнозам правительства, дефицит бюджета России в 2009 году может составить 8 процентов от общего объема российской экономики. На экономическом форуме в Санкт-Петербурге министр финансов Алексей Кудрин заявил, что он может расшириться до 10 процентов ВВП.
С одной стороны, речь идет о недоборе бюджетом внутренних налогов из-за резкого падения общих объемов экономики или сборов в виде экспортных пошлин на нефть, цена которой сегодня значительно ниже, чем год назад.
С другой стороны, можно говорить о новых расходах бюджета - на поддержку как экономики, так и социальных программ - дополнительно к тем, которые уже предусмотрены бюджетом. Из Москвы - главный экономист "Альфа-Банка" Наталья Орлова.

Наталья Орлова: Оба фактора представляют существенные риски, но я бы сказала, что если фактор дополнительных расходов рынком обсуждается и в какой-то степени есть понимание, что действительно может быть для расшивки кризиса, плохих долгов бюджету придется потратить больше первоначальных планов, то, что касается доходной стороны, то, мне кажется, рынки настроены достаточно оптимистично. В принципе бытует мнение, что растущие цены на нефть компенсируют падение внутренних налогов и в принципе при ценах на нефть 50-60 долларов за баррель Россия укладывается в свои бюджетные планы. На мой взгляд, это может не соответствовать реальности, потому что действительно бюджет считался при условии падения ВВП на 2 процента, мы сейчас видим падение ВВП почти на 10 процентов за первые четыре месяца. И мое основное беспокойство связано с недобором налога на прибыль, соответственно, с сокращением доходов региональных бюджетов и с тем, что региональные бюджеты и так же Пенсионный фонд России будут просить у федерального бюджета дополнительную поддержку.

Сергей Сенинский: Заместитель руководителя аналитического департамента инвестиционной компании "Арбат Капитал" Алексей Павлов.

Алексей Павлов: Здесь хотелось бы отметить еще, что есть и третий фактор - сам объем ВВП. То есть, тот объем ВВП, исходя из которого, считался дефицит бюджета, когда принимался закон о бюджете, рассчитывался из реального снижения ВВП на 2,1 процент. Сейчас уже прогноз официальный пересмотрен в значительно более серьезную сторону. Поэтому может оказаться просто такая ситуация, что еще и сам номинальный ВВП будет ниже, нежели тот, что планировался изначально. Это тоже, можно сказать, дополнительный фактор того, что дефицит бюджета по отношению к ВВП будет не 8, а те 10 процентов, о которых говорил господин Кудрин.

Сергей Сенинский: Расширение дефицита бюджета и, соответственно, необходимость его финансирования из Резервного фонда, который, собственно, для этих целей и создавался, как может отразиться на динамике цен в стране, то есть общих темпах инфляции?

Алексей Павлов: Я думаю, что в любом случае сейчас принципиально на инфляцию будет влиять не дефицит бюджета или увеличение соцрасходов, а, скорее всего, все-таки другие факторы. В начале года определяющим была девальвация валюты, сейчас вектор изменился на 180 градусов, можно сказать, поэтому ситуация с рублем, на мой взгляд, сейчас влияет на инфляцию несколько больше, чем предполагаемые доходы и расходы бюджетные.

Сергей Сенинский: Если предположить, как это обычно называют, "вторую" волну кризиса в российской экономике, связанную с нарастанием объемов просроченной задолженности по банковским кредитам, что, видимо, потребует дополнительной финансовой помощи банкам со стороны государства, в этом случае сколь неизбежным представляется вам новый всплеск роста цен? Или эти деньги могут и не попасть в экономику?

Наталья Орлова: Я считаю, что дефицит бюджета обязательно приведет к инфляции. Есть два механизма. Первый механизм - что эта инфляция действительно будет рублевой, то есть дефицит бюджета с лагом 4-6 месяцев, он приведет к росту внутренних цен. Второй сценарий - что дефицит бюджета, то есть рубли, которые из резервного фонда Минфин тратит на финансирование своих расходов, эти рубли достаточно быстро пойдут на валютный рынок и трансформируется в отток капитала. Тогда мы увидим такой же сценарий, который наблюдали в декабре прошлого года, когда девальвация рубля подведет к инфляции просто через переоценку стоимости импортной продукции, которая в России употребляется. Но, так или иначе, я думаю, что инфляционное давление будет достаточно существенным, как в первом случае, так и во втором.

Сергей Сенинский: Одним из ключевых факторов экономического роста, или замедления темпов экономического спада, является динамика спроса на продукцию компаний и предприятий. Сам по себе пересмотр финансовыми властями прогнозов и по дефициту бюджета, и по общему объему экономики в этом году в сторону значительного их ухудшения, следует ли понимать как признание неизбежности дальнейшего падения этого спроса в ближайшие месяцы?

Алексей Павлов: Есть спрос, который, скажем так, необходим на поддержание текущих экономических процессов, а есть спрос на инвестиционные. То есть инвестиции необходимы для того, чтобы развивать и расширять производство. Последний спрос у нас полностью за последние годы, в общем, нивелировался. А спрос, необходимый для поддержания некоего уровня нулевого экономического развития, он, соответственно, остается и до сих пор. Это есть та планка, та нижняя граница, где это падение остановится в силу того, что это спрос такой, более постоянный. И подъем начнется тогда, когда опять начнется восстанавливаться спрос инвестиционный. Но для этого необходимо, чтобы кредитные рынки были разморожены, чтобы компании опять имели возможность привлечь средства для того, чтобы их инвестировать и так далее.

Сергей Сенинский: Федеральный бюджет России на 2009 год рассчитан, исходя из прогнозируемого спада российской экономики на 2,2 процента. Теперь министр финансов признает, что ориентироваться следует на спад в рамках от 6 до 8 процентов.
XS
SM
MD
LG