С выставки "Русский леттризм", открывшейся в Центральном Доме художника в Москве, были со скандалом сняты работы арт-группы "Война". Возникла потасовка, некоторые экспонаты были испорчены, а художника Петра Верзилова задержала милиция.
Если бы идеолог леттризма Исидор Изу восстал из мертвых и посетил выставку в ЦДХ, то он, несомненно, выделил бы работы группы "Война". И если бы Ги Дебор не свел счеты с жизнью, он бы наверняка одобрил деятельность русских леттристов. Но Изу и Дебора в Москве нет, и работы "Войны" оценивают искусствоведы из отделения милиции. У них тоже есть чутье: они всегда умели определять настоящую крамолу.
18 лет назад участники группы ЭТИ улеглись перед мавзолеем и показали запертому там мертвецу, что они его не боятся, изобразив своими телами простую формулу десятилетия свободы. Формулу путинской эпохи вычислила группа "Война" – на этот раз не три буквы, а четыре слова. Их акция "Мент в поповской рясе" лаконично и доходчиво объясняет всё, что произошло за "сытые" годы. Один из участников группы в облачении священника, но с милицейской фуражкой на голове прошагал от офиса "Единой России" до супермаркета, набрал полную тележку продуктов и гордо удалился, не заплатив: с милиционером в рясе, т. е. удвоенным начальством, связываться никто не захотел.
Власти нравятся покровительственно-шаловливые отношения с искусством. Путин приходит в гости к Илье Глазунову и говорит, что меч у князя Олега слишком короткий – "таким только колбасу резать", а художник соглашается: "Да, хороший у вас глазомер, надо переделать". Дурачится Путин, дурачится Глазунов, переживший не один десяток подобных критиков; все довольны. С художниками-леттристами такой диалог невозможен, да они и не настроены говорить с властью. Студенты философского факультета МГУ, создавшие группу "Война", обращаются к единственной аудитории, которая способна их выслушать – интеллигенции, недовольной ментами в поповских рясах, но запуганной и нерешительной. Чтобы изгнать этот страх, художники заваривают дверь в ресторан "Опричник" и проецируют череп с костями на Дом правительства России. Либеральная публика устраивает нескончаемые дебаты – можно ли судить Ерофеева и Самодурова, оскорбили они чьи-то чувства или нет, – а группа "Война" реагирует на возобновившийся процесс молниеносным рок-концертом прямо в зале суда, и это, наверное, единственный вменяемый ответ на невменяемую ситуацию. Ответ противозаконный, но, как говорил Майкл Рейнольдс, иногда за пределами закона находится самая ценная информация.
Своими акциями группа "Война" объясняет, что происходит в стране, а такое разъяснение и является главной задачей актуального искусства. Конфликт в ЦДХ – далеко не первое столкновение "Войны" с опричниками. Похоже, вскоре художникам понадобится наша поддержка – помощь осмелевших зрителей. И мы должны их поддержать.
Если бы идеолог леттризма Исидор Изу восстал из мертвых и посетил выставку в ЦДХ, то он, несомненно, выделил бы работы группы "Война". И если бы Ги Дебор не свел счеты с жизнью, он бы наверняка одобрил деятельность русских леттристов. Но Изу и Дебора в Москве нет, и работы "Войны" оценивают искусствоведы из отделения милиции. У них тоже есть чутье: они всегда умели определять настоящую крамолу.
Конфликт в ЦДХ – далеко не первое столкновение "Войны" с опричниками. Похоже, вскоре художникам понадобится наша поддержка – помощь осмелевших зрителей
18 лет назад участники группы ЭТИ улеглись перед мавзолеем и показали запертому там мертвецу, что они его не боятся, изобразив своими телами простую формулу десятилетия свободы. Формулу путинской эпохи вычислила группа "Война" – на этот раз не три буквы, а четыре слова. Их акция "Мент в поповской рясе" лаконично и доходчиво объясняет всё, что произошло за "сытые" годы. Один из участников группы в облачении священника, но с милицейской фуражкой на голове прошагал от офиса "Единой России" до супермаркета, набрал полную тележку продуктов и гордо удалился, не заплатив: с милиционером в рясе, т. е. удвоенным начальством, связываться никто не захотел.
Власти нравятся покровительственно-шаловливые отношения с искусством. Путин приходит в гости к Илье Глазунову и говорит, что меч у князя Олега слишком короткий – "таким только колбасу резать", а художник соглашается: "Да, хороший у вас глазомер, надо переделать". Дурачится Путин, дурачится Глазунов, переживший не один десяток подобных критиков; все довольны. С художниками-леттристами такой диалог невозможен, да они и не настроены говорить с властью. Студенты философского факультета МГУ, создавшие группу "Война", обращаются к единственной аудитории, которая способна их выслушать – интеллигенции, недовольной ментами в поповских рясах, но запуганной и нерешительной. Чтобы изгнать этот страх, художники заваривают дверь в ресторан "Опричник" и проецируют череп с костями на Дом правительства России. Либеральная публика устраивает нескончаемые дебаты – можно ли судить Ерофеева и Самодурова, оскорбили они чьи-то чувства или нет, – а группа "Война" реагирует на возобновившийся процесс молниеносным рок-концертом прямо в зале суда, и это, наверное, единственный вменяемый ответ на невменяемую ситуацию. Ответ противозаконный, но, как говорил Майкл Рейнольдс, иногда за пределами закона находится самая ценная информация.
Своими акциями группа "Война" объясняет, что происходит в стране, а такое разъяснение и является главной задачей актуального искусства. Конфликт в ЦДХ – далеко не первое столкновение "Войны" с опричниками. Похоже, вскоре художникам понадобится наша поддержка – помощь осмелевших зрителей. И мы должны их поддержать.