Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Cкачок цен на нефть: возвращение на круги своя или созревание нового пузыря


Программу ведет Юрий Жигалкин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ян Рунов.

Юрий Жигалкин: Казалось, надолго забытые эмоции – эйфория нефтепроизводителей и бепокойство потребителей внезапно вернулись к жизни на прошлой неделе. Цена нефти подскочила за пять дней на шесть процентов, каждый торговый день сопровождался на Уолл-стрит взрывом эмоций при виде рекордных для нынешнего года цен. Бензин за месяц удорожал на двадцать процентов, ровно на доллар превысив уровень комфорта для американцев, предел, за которым они начинают экономить деньги на бензине. На фоне глубокой рецессии, роста безработицы, падения потребления практически всего, в том числе, и бензина скачок стоимости нефти на сто процентов с прошлой осени можно было бы отнести к жанру абсурда. Впрочем, с этим согласятся далеко не все. Слово – Яну Рунову.

Ян Рунов: Страны ОПЕК полагают, что, хотя спрос на нефть в этом году будет ниже, чем в прошлом году, не настолько ниже, чем предполагалось раньше. Так что самое худшее для нефтяного рынка, как считает ОПЕК, уже позади. Поставщикам нефти оптимизм внушает то, что Китай успешнее справляется со своими экономическим проблемами, чем предсказывали аналитики. Да и в США повысилась розничная продажа. Аналитики считают, что пик рецессии в США уже пройден и предсказывают, что скоро цена за баррель нефти достигнет 75 долларов. Что вообще формирует сегодня цены на нефть? Рост потребления или рост инфляции? Слабость твёрдой валюты или признаки экономического оздоровления? Тим Эванс, аналитик из City Group Global Market, ответил:

Тим Эванс: Цены формируются в зависимости от тех факторов, которые хочется видеть. Падение курса доллара неизбежно вызывает соответствующий рост цен на природные ресурсы. С марта этого года курс доллара снизился, примерно, на 11%. За это же время цена на сырую нефть поднялась более чем на 60%. Как видим, в то время, как доллар опустился в цене незначительно, цена на нефть неадекватно взлетела во много раз больше. Это один из факторов. Другой: рост инвестиций в энергоносители, поскольку инвесторы хотят владеть нефтью. В этом можно увидеть явное повышение спроса на нефть. Но нет роста потребления нефти. Третий фактор: предсказывают рост потребительских цен, то есть рост инфляции и, следовательно, будут расти цены на нефть. Значит, надо скупать акции нефтяных компаний. Но обязательно ли потребительские цены пойдут вверх? Нет. Инфляция даже в эпоху глобализации и мирового экономического кризиса - не универсальный феномен. В то время как в США, например, ожидают роста инфляции, в Ирландии наблюдается крупнешее падение цен, какого не было с 1933 года! То есть это не инфляция, а дефляция. Далее: сейчас резервы производства нефти достигли 6 миллионов баррелей нефти в день, что намного выше прошлогоднего уровня. Другими словами резервы нефти достаточно велики, а физический спрос достаточно низок. Казалось бы, нет причин для роста стоимости нефти. Сейчас в США - 60-дневный запас нефти, это почти на 12 дней запаса больше, чем средний пятилетний уровень. Более чем достаточно. Значит, скачок цен на нефть ничем не вызван и не подкреплён.

Ян Рунов: А цены всё равно растут. Это отражает оптимизм или пессимизм рынка?

Тим Эванс: Это может отражать смесь оптимизма с пессимизмом, но это не отражает логику фундаментальной экономики.

Ян Рунов: Зато кому-то это очень на пользу?..

Тим Эванс: Больше всего выиграли от этого страны ОПЕК и другие нефтедобывающие государства, которые смогли, пусть скромно, но увеличть добычу и производство нефти в последние месяцы. Рост цен на нефть более чем скомпенсировал проблемы из-за ослабления доллара. Покупательная способность нефтедобывающих стран повысилась. Они поправили своё положение и довольны тем, что цены расли последние 6 месяцев.

Ян Рунов: Так считает Тим Эванс, аналитик из Сити-груп.

Юрий Жигалкин: Самой большой загадкой на рынке энерегоресурсов в последние несколько лет, и с этим согласны многие специалисты, является реальная стоимость нефти. Как и недвижимость, она впервые за десятилетия оказалась объектом рыночных игр. Цена нефти формируется в отрыве от реального спроса и потребления очень ограниченным, как выяснилось в прошлом году кругом трейдеров, прежде такого не было. Американские закодатели хотели было вывести их из рыночной игры, попытавшись запретить финансовые операции с нефтяными ценными бумагами, тогда у них это не получилось. Пытаются манипулировать ценами и производители – сокращая добычу и даже используя танкеры для хранения добытой нефти, чтобы не выбрасывать ее на рынки. Производители продолжают мечтать о ценах прошлого лета и делают все от них зависящее, чтобы вернуться в замечательное прошлое. За рыночными играми прошлого лета последовало крушение. Чем рынок ответит на них на этот раз, пока не берется предсказать никто из профессионалов.
XS
SM
MD
LG