Ссылки для упрощенного доступа

Лукашенко отказывается от коллективной безопасности из-за молока


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Данила Гальперович, Игорь Карней.

Андрей Шароградский: Россия и Белоруссия в эти дни обмениваются взаимными обвинениями из-за молочного эмбарго, которое Москва ввела в отношении Минска, в ответ на него белорусский президент Александр Лукашенко не приехал в российскую столицу на встречу стран-участниц Организации договора о коллективной безопасности. Снизить градус риторики в российско-белорусской ссоре призвал премьер-министр России Владимир Путин.

Данила Гальперович, Москва: Молочные реки больше не текут в Россию из Белоруссии, а Белоруссия за это не хочет быть военным партнером России. Таков итог конфликта между Москвой и Минском, который начался уже некоторое время назад, и о причинах которого говорят разное: то ли Белоруссию, по мнению России, слишком потянуло в Европу, в частности, в программу "Восточное партнерство", то ли Россия, по мнению Белоруссии, могла бы за возможное признание Минском Абхазии и Южной Осетии дать Белоруссии гораздо больше денег, чем дала. Так или иначе, на прошедшем в Москве без Александра Лукашенко саммите ОДКБ Дмитрий Медведев прямо напомнил о зависимости Минска от Москвы в смысле экспорта продовольствия.

Дмитрий Медведев: Наши белорусские партнеры потребляют довольно значительные ресурсы, которые предоставляются из Российской Федерации, я имею в виду финансовые ресурсы, и, с другой стороны, поставляют на территорию России по экспорту приблизительно 93 процента от того, что они вообще экспортируют. Я имею в виду в области мясомолочной продукции, а по мясу практически 100 процентов. О чем это говорит? Россия для Белоруссии очень важный рынок и мы это понимаем.
В то же время, когда мы работаем по таким вопросам, желательно соблюдать правила, желательно соблюдать квоты, которые существуют на поставки.

Данила Гальперович: Особенно Медведев был недоволен тем, что Лукашенко увязал молоко с обороной.

Дмитрий Медведев: Это в общем и целом был бы технический вопрос, который можно было бы разрешить достаточно быстро, если бы не его избыточная политизация, а тем более желание связать решение ОДКБ с двусторонним вопросом, сколь бы важным он ни был для Белоруссии. В такой ситуации обычно принято поступать по-партнерски. Что это означает? Неплохо бы трубку телефонную снять и позвонить. Так ведь не было этого сделано. Александр Григорьевич Лукашенко не звонил мне по телефону.

Данила Гальперович: Между тем в самом Минске связь между коллективной безопасностью и продуктами питания видят прямую. Из белорусской столицы рассказывает корреспондент Радио Свобода Игорь Карней.

Игорь Карней, Минск: Представитель МИД Белоруссии Андрей Попов заявил, что причиной отказа Белоруссии участвовать в сессии ОДКБ стало категорическое несогласие руководства страны принимать решения организации, направленные на укрепление военно-политической безопасности, в условиях, пока открыто подрывается экономическая безопасность одного из членов, в данном случае - Белоруссии.
Основанием для таких утверждений стало нежелание России открыть границы для продвижения белорусской молочной продукции на российский рынок. По требованию "Роспотребнадзора" в настоящее время запрещены для ввоза в Россию почти полторы тысячи наименований молочных продуктов из Белоруссии. В этой связи, как отметил Андрей Попов, направлена нота МИД Белоруссии в Секретариат ОДКБ об отсутствии консенсуса по документам московской сессии, в которой, в частности, утверждается: игнорировать позицию государства-члена организации непозволительно, а решения, принятые вопреки мнению любого государства организации, - нелегитимны.

Андрей Попов: Мы вынуждены еще раз акцентировать внимание на том, что одним из ключевых принципов ОДКБ является принцип консенсуса. Именно этот принцип на практике гарантирует бесспорный учет мнений всех без исключения членов организации, устав ОДКБ также удерживает по этому поводу абсолютно недвусмысленные положения, которые напрямую говорят о том, что все решения организации, кроме процедурных, принимаются консенсусом. Мы с уважением воспринимаем подписанные государствами-членами ОДКБ документы. Одновременно белорусская сторона полагает, что они по своей юридической природе являются документами группы государств, поэтому не имеют статуса и силы решений организации договора о коллективной безопасности без согласия Белоруссии.

Игорь Карней: Как скоро официальный Минск собирается отозвать свою ноту - остается загадкой.
В день открытия сессии ОДКБ президент Александр Лукашенко заявил, что не видит смысла участвовать в мероприятиях в рамках Совета коллективной безопасности из-за сложившейся ситуации с ущемлением экономических интересов Белоруссии.
"Мы - за активизацию усилий по укреплению ОДКБ, - подчеркнул при этом Лукашенко. - Но вместе с тем белорусская сторона считает: нельзя забывать о том, что понятие коллективной безопасности является комплексным. И непременным условием обеспечения совместной безопасности является укрепление экономической безопасности стран - участниц ОДКБ".
Лукашенко высказал сожаление, что на пространстве ОДКБ в последнее время ярко проявились факты явного подрыва экономической безопасности государств - членов организации. И это притом, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса вопросы экономической устойчивости встают особенно остро. Поэтому, по словам Лукашенко, было бы просто насмешкой над здравым смыслом пытаться совместить решительные шаги по созданию механизмов военного обеспечения коллективной безопасности и торговые войны одних членов организации против других.
Александр Лукашенко напрямую заявил: если ближайший союзник Белоруссии по ОДКБ пытается, вполне осознавая происходящее, уничтожить экономическую основу, поставить белорусов на колени - как в такой ситуации можно говорить об укреплении коллективной безопасности на общем пространстве организации? По его словам, без преодоления нездоровых тенденций в экономической сфере двигаться дальше по пути укрепления коллективной безопасности невозможно.

Данила Гальперович: Как бы дальше не развивалась ситуация в отношениях Москвы и Минска, Россия все больше уходит изоляцию от своих соседей. С дружественной Белоруссией как с вражеской Грузией - такую модель видит в поведении российской власти политолог Дмитрий Орешкин.

Дмитрий Орешкин: Молочный конфликт России и Белоруссии - это проявление глубокой болезненной язвы в отношениях между лукашенсковской Белоруссией и путинской Россией. Вопрос фундаментальный. Мы видим, что у России нет ресурсов или умения привлечь и помочь нашим соседям, но достаточно ресурсов и умения, чтобы наказать их за то, что они плохо слушаются. Лукашенко отдаляется от России и это неизбежно. Лукашенко из потенциального, очень капризного, очень неприятного партнера делается противником и, в общем-то, с моей точки зрения, это печальный итог нескольких лет путинской внешней политики, благодаря которой мы окончательно потеряли Грузию, мы донельзя испортили отношения с Украиной, при полном понимании того, что это все партнеры не такие простые. Сейчас, совершенно очевидно, портим отношения с Белоруссией. И все ближе и очевиднее приближаемся к состоянию изолятора, автаркии, которое испортило отношения не только с Западом, но и с теми странами, которые еще недавно считались союзниками.

Данила Гальперович: Не исключено, что Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко возьмется мирить Владимир Путин. Российский премьер уже сказал, что пословица "кто так обзывается, тот сам так называется", которую он усвоил, когда рос на улицах Ленинграда, в политике не слишком применима.
XS
SM
MD
LG