Ссылки для упрощенного доступа

В защиту скелетов в шкафу


Яков Кротов
Яков Кротов
Сто лет прошло с прославленного эссе Гилберта Честертона о скелете как символе человечности. Чисто британское эссе: для Честертона и его читателей человек был, прежде всего, деликатным, хорошо воспитанным существом, а скелет – аккуратно составленным набором костей, который не стыдно держать даже в шкафу со стеклянными дверками.

В России ассоциации другие. В этом году на 21 июня приходится воскресенье, посвящённое всем святым, в земле Российской просиявшим. Знаете, где этих святых навалом? В Бутове. Слово "навалом" режет слух? Но про Бутово иначе сказать невозможно.
Выглядит "Бутовский мемориал" символично.

Справа от дороги, ведущей в жилой массив, исполинский шатровый храм, гламурный снаружи и внутри. Мрамор, гранит, позолоченная жесть. У храма воздвигнут безумных и нетрадиционных размеров крест.

Святых тут нет. Они слева от дороги – там, за колючей проволокой, скромный по новорусским меркам садик с оригинальными продолговатыми клумбами. Вот под этими клумбами – останки 20 760 человек. Возможно, больше. Кости лежат в беспорядке – расстрелянные падали слоями, их засыпали землёй, ещё расстреливали, вся эта масса, извините, сгнивала и перемешивалась под собственной тяжестью.

Это у англичан скелеты – в шкафах, каждый в своём. В России скелеты в траншеях. Так российские дачники кидают сорняки в компостные ямы. Как выразилась Л.Головкова, главный редактор книги "Бутовский полигон": "Тот, кто видел, что творится в глубине ее (ямы - ред.), никогда не успокоится. Потому что это нельзя назвать захоронением. Все убиенные на Бутовском полигоне не похоронены по сей день".

"Сей день" сказано 8 лет назад, но ничего не изменилось.

За двадцать лет один-единственный раз специалисты сделали пробный раскоп в 12 квадратных метров. Извлекли на свет Божий несколько ботинок без шнурков, а всё остальное закопали обратно. Ботинки выложены в храме в отдельной витрине.
Сколько стоит произвести эксгумацию всех останков, анализ ДНК, собрать кости по скелетам и захоронить каждого в отдельном гробу? Имена расстрелянных известны, известны родственники многих, произвести отождествление ДНК живых и ДНК умерших возможно, соответственно, возможно многих захоронить под своим именем. Это не Освенцим, где остался лишь пепел.

Стоимость никто не подсчитывал. Скорее всего, денег нужно меньше, чем на роскошный храм. Однако вместо денег – объяснения, почему не надо ничего делать: "нет единого мнения"…

Такой мемориал – отличный символ всей современной России. Мертвенный глянец на поверхности, а люди за ненадобностью скомканы и свалены куда подальше. Они – неинтересны и нужны лишь как подставка для лжи.

В 2007 году в Бутове выступил В.В.Путин, который сказал, что тут уничтожался "цвет нации". Какой нации? Большинство расстрелянных, отмечала Л.Головкова, евреи, огромное количество латышей…

Посещение храма оставляет ощущение, что в Бутове расстреляли Николая Второго - его иконы и книжки о нём преобладают над всем прочим.

Бутово превратилось в православный мемориал, а ведь лишь десятая часть погибших – православное духовенство. Большинство – твёрдые атеисты, верные ленинцы, советские журналисты, отважные альпинисты, герои трёх интернационалов, а заодно крестьяне, извозчики, отдельно – инвалиды, которых не брали в концлагеря, а просто отправляли в ров. Бутово отдано в собственность Московской Патриархии, которая на могилах убитых на даче Ягоды строит свой монастырь – а ведь большинство священнослужителей тут были расстреляны именно за отказ следовать курсу Московской Патриархии на подчинение Кремлю и ГПУ в частности.

Бутово потрясает не менее Освенцима, но иначе – потрясает тем, что бесчеловечность продолжается и принимает гротескные формы. И не думайте, что, если не ездить в Бутово, можно спрятаться от бесчеловечности. Вы знаете, что больница на Яузской, у Таганки, в 1920-е годы была больницей Лубянки? И что чекисты тут расстреляли 969 человек, причём похоронили их прямо под окнами собственных больничных палат? И так и лежат они вповалку, только камень поставили…

Так что споры про то, выносить ли из мавзолея Ленина – дело десятое. Споры о месте захоронения человека, объявившего кремлёвский террор, подождут. Надуманная эта проблемка, и по фильму "Покаяние", который эту проблемку сделал центральной. Уже можно было предсказать, что палачество и ложь вернутся и будут возмущаться тем, как плохо относятся к захоронениям "русских солдат" в Эстонии, продолжая в России жить на костях погибших. А кости тех, кто погиб от кремлёвских террористов, - нет, они не стучат, они ведь не в шкафу – но они ждут. И, как говорил покойный настоятель собора св. Павла в Лондоне отец Иоанн Донн (у нас он известен более как Джон Донн), "не спрашивайте", кто убивал в Бутово – кто терпит продолжающееся тут кощунство, тот и убивает.
XS
SM
MD
LG