Одна из специальных программ нынешнего Московского международного кинофестиваля называется "Български фокус". Это подборка картин, представляющих современный болгарский кинематограф. О том, какие фильмы вошли в болгарскую программу и чем вызвано ее появление на ММКФ, Радио Свобода рассказал программный директор фестиваля, киновед Кирилл Разлогов.
- Этот год объявлен Годом Болгарии в России, и это совпало с периодом значительного оживления болгарского кино. Хотя оно не происходило вот так точечно именно в последние годы. В силу этого программа, которую мы иронично обозвали "Български фокус", потому что "Болгарский фокус" звучало странно, включает картины разных лет и охватывает период почти в 15 лет. Что отражено в фильме "15", который является визитной карточкой этого цикла.
Фильм "15" сделан различными режиссерами, и каждая из маленьких новелл посвящена одному году, начиная с середины 1990-х годов по сегодняшний день. Это своеобразное обозрение болгарской жизни в переходный период и одновременно болгарского кино.
Центральная фигура в этой программе - режиссер Иглика Трифонова, которая своим фильмом "Письмо в Америку" (это самая старая картина этого цикла) начала своеобразное обновление болгарского кино и его выход на международную арену.
- Сегодняшнее болгарское кино - жанровое. Какой жанр предпочитают кинематографисты?
- Сегодняшнее болгарское кино характеризуется, в первую очередь, мозаичностью в силу того, что в течение нескольких лет в Болгарии почти не было кинопроизводства. Сейчас кинопроизводство - на уровне нескольких фильмов в год, что уже много, но, тем не менее, единого потока, болгарской киношколы не сформировалось. Скорее мы имеем дело с отдельными художниками, каждый из которых характеризуется определенным взглядом на жизнь, определенной стилистикой, пристрастием к определенным проблемам, определенному жанру. Но эти вещи не очень пересекаются между собой.
Что касается международного резонанса - вот впервые после очень долгого перерыва болгарский фильм попал в одну из программ Каннского фестиваля. И это тоже свидетельствует о том, что к болгарскому кино начинают присматриваться.
- Обращает на себя внимание один из фильмов программы "Български фокус", который практически является переложением классического сюжета "Станционного смотрителя" - "Единственная история любви, о которой не написал Хемингуэй". Это мелодрама или что-то большее?
- Это ироничная мелодрама, такая постмодернистская система отсылок к разным источникам: к творчеству Хемингуэя и его биографии, к сюжетам русской классической литературы, к известным вариациям на эти сюжеты. Так что это такая картина с двойным дном и, по крайней мере, четырьмя или пятью слоями, которые над этим дном возвышаются и дают возможность зрителю насладиться не только тем, что ему показывают, но и собственными знаниями, благодаря которым он начинает все эти ребусы и исторические отсылки расшифровывать.
- А на какие деньги развивается некоммерческий кинематограф в Болгарии?
- Как и в большинстве таких стран, кинематограф развивается на основе государственной поддержки, государственного финансирования кино. Сейчас, когда Болгария стала членом Европейского союза - на основе использования возможностей совместного производства фильмов с другими странами и разного рода фондов по поддержке кино, которые существуют если не в Болгарии (в Болгарии основная организация - Национальный киноцентр), то в других европейских странах. Соответственно, с помощью продюсеров из этих стран можно собрать небольшой бюджет. Все это малобюджетное кино, естественно.
- Этот год объявлен Годом Болгарии в России, и это совпало с периодом значительного оживления болгарского кино. Хотя оно не происходило вот так точечно именно в последние годы. В силу этого программа, которую мы иронично обозвали "Български фокус", потому что "Болгарский фокус" звучало странно, включает картины разных лет и охватывает период почти в 15 лет. Что отражено в фильме "15", который является визитной карточкой этого цикла.
Впервые после очень долгого перерыва болгарский фильм попал в одну из программ Каннского фестиваля
Фильм "15" сделан различными режиссерами, и каждая из маленьких новелл посвящена одному году, начиная с середины 1990-х годов по сегодняшний день. Это своеобразное обозрение болгарской жизни в переходный период и одновременно болгарского кино.
Центральная фигура в этой программе - режиссер Иглика Трифонова, которая своим фильмом "Письмо в Америку" (это самая старая картина этого цикла) начала своеобразное обновление болгарского кино и его выход на международную арену.
- Сегодняшнее болгарское кино - жанровое. Какой жанр предпочитают кинематографисты?
- Сегодняшнее болгарское кино характеризуется, в первую очередь, мозаичностью в силу того, что в течение нескольких лет в Болгарии почти не было кинопроизводства. Сейчас кинопроизводство - на уровне нескольких фильмов в год, что уже много, но, тем не менее, единого потока, болгарской киношколы не сформировалось. Скорее мы имеем дело с отдельными художниками, каждый из которых характеризуется определенным взглядом на жизнь, определенной стилистикой, пристрастием к определенным проблемам, определенному жанру. Но эти вещи не очень пересекаются между собой.
Что касается международного резонанса - вот впервые после очень долгого перерыва болгарский фильм попал в одну из программ Каннского фестиваля. И это тоже свидетельствует о том, что к болгарскому кино начинают присматриваться.
- Обращает на себя внимание один из фильмов программы "Български фокус", который практически является переложением классического сюжета "Станционного смотрителя" - "Единственная история любви, о которой не написал Хемингуэй". Это мелодрама или что-то большее?
- Это ироничная мелодрама, такая постмодернистская система отсылок к разным источникам: к творчеству Хемингуэя и его биографии, к сюжетам русской классической литературы, к известным вариациям на эти сюжеты. Так что это такая картина с двойным дном и, по крайней мере, четырьмя или пятью слоями, которые над этим дном возвышаются и дают возможность зрителю насладиться не только тем, что ему показывают, но и собственными знаниями, благодаря которым он начинает все эти ребусы и исторические отсылки расшифровывать.
- А на какие деньги развивается некоммерческий кинематограф в Болгарии?
- Как и в большинстве таких стран, кинематограф развивается на основе государственной поддержки, государственного финансирования кино. Сейчас, когда Болгария стала членом Европейского союза - на основе использования возможностей совместного производства фильмов с другими странами и разного рода фондов по поддержке кино, которые существуют если не в Болгарии (в Болгарии основная организация - Национальный киноцентр), то в других европейских странах. Соответственно, с помощью продюсеров из этих стран можно собрать небольшой бюджет. Все это малобюджетное кино, естественно.