В конкурсной программе Московского Международного кинофестиваля представлена еще одна картина от России. Это экранизация повести Чехова "Палата N 6", режиссер - Карен Шахназаров. В главных ролях - Владимир Ильин и Алексей Вертков.
"Палату N 6" много раз ставили на театральных сценах, значительно и число ее экранизаций. Последняя была сделана года три тому назад Кириллом Серебренниковым, называлась "Рагин". Но у Карена Шахназарова замысел возник раньше:
- 20 лет назад мы с Сашей Бородянским написали этот сценарий. Было предложение итальянского продюсера сделать картину. Изначально была мысль, что это должен был играть Мастрояни, поскольку у продюсера был контракт с ним. В результате долгих препирательств проект не сложился: все-таки итальянская сторона хотела более традиционного кино, нас уговаривали сделать в этом ключе… Но вот сегодня я рад, что в результате все-таки мы сделали картину именно так, как задумывали. Все на самом деле правильно. Мы очень мало меняли сценарий - только как бы доосовременили его еще на 20 лет. Теперь это происходит в наши дни.
Действие "Палаты N шесть" перенесено в 2007 год. Но чеховские диалоги оставлены почти без изменений. Карен Шахназаров объясняет:
- Один из замыслов этой картины состоял в том, чтобы, полностью сохранив чеховскую прозу, перенести ее в наши дни и поместить ее в реальной жизни психиатрической лечебницы.
Форма фильма затейлива: он построен, как серия интервью. Сперва - с реальными пациентами клиники для душевнобольных, потом - с персонажами повести, которых играют актеры. История доктора Рагина оживает в их воспоминаниях.
Если не считать начала фильма и его финала, то все довольно близко к первоисточнику. Но эти самые начало и финал принципиально меняют дело. Нам сразу же рассказывают, что в 1606 году на том месте, где теперь находится больница, поселился монах Варлаам и две старицы. Почти в самом конце фильма в мужское отделение лечебницы приводят пациенток из женского. И доктора Рагина приглашает на танец та самая женщина, которая в начале картины выведена старицей. Получается, вроде бы, что неверующему доктору Рагину за страдания ниспослано прощение. Религиозная проблематика в картине - по сравнению с тем, что есть у Чехова, - чрезвычайно усилена еще и изобразительным рядом. Карен Шахназаров данное замечание прокомментировал так:
- На мой взгляд, Чехов - очень религиозный писатель. Он не менее религиозен, чем Достоевский. Но у Достоевского это очень очевидно, а у Чехова - как все у Чехова - скрыто. Эта его религиозность, может быть, гораздо более правильна, чем у кого-либо; потому что религиозность – чувство внутреннее, состояние души.
* * *
Внимательно читая Чехова, можно легко доказать и то, что он был религиозен, и то, что вовсе не был. Скорее, дело в состояниидуши Карена Шахназарова и большинства российских кинематографистов, чьи фильмы участвуют в разных фестивалях последних лет. Единственный путь к объединению народа и спасению они видят в религии. Впрочем, у Дмитрия Быкова - иная интерпретация фильма:
- Русский мужчина в определенном возрасте вдруг понимает, что с ним могут сделать все. Ты можешь попасть в палату N6, ты можешь стать арестантом, тебя могут объявить маньяком - все, что угодно, может с тобой случиться. Если человек заглянул в эту яму - он увидел жизнь такой, как она есть. Не искривленной ни цивилизацией, ни законом. Только в России это болото так ощутимо - и не зря у Шахназарова действие происходит на болоте.
- Не смущает ли то, что текст очень определенно привязан к XIX или началу ХХ века? Он изобилует словами, которые мы с вами будем употреблять только в случае, если нам очень захочется поиграть в такую игру.
- Шахназаров не перенес сюжет в современность, а как бы размазал его по последним пяти векам русской истории. Картина начинается в 1605 году, с монастыря. Это - вечность русская, а не то, что сейчас.
- Тогда еще один вопрос того же свойства. Сцена танцев, Новый год. А девушка, которая сама приглашает доктора Рагина, - та же самая старица в одном из первых эпизодов фильма...
- Безусловно, это нормальный путь. Он показывает, что все пути ведут сюда – here comes everybody. И русская святость, и русское безумие, и русский страх – все приводит в палату. Любой, кто пытается задуматься и хоть как-то выломиться из конвенции, которая существует, кончит этим, придет сюда. Больше того, я абсолютно уверен, что обе девушки, которые появляются в финале, кончат ровно тем же - потому что одна из них явно безумна, а другая явно свята. Фильм показывает, что в России есть только один способ избежать палаты N 6 – не задумываться. Стоит тебе взглянуть в ту борозду, в которой ты сидишь, - и она тебя засосет немедленно.
"Палату N 6" много раз ставили на театральных сценах, значительно и число ее экранизаций. Последняя была сделана года три тому назад Кириллом Серебренниковым, называлась "Рагин". Но у Карена Шахназарова замысел возник раньше:
Один из замыслов этой картины состоял в том, чтобы, полностью сохранив чеховскую прозу, перенести ее в наши дни и поместить ее в реальной жизни психиатрической лечебницы
- 20 лет назад мы с Сашей Бородянским написали этот сценарий. Было предложение итальянского продюсера сделать картину. Изначально была мысль, что это должен был играть Мастрояни, поскольку у продюсера был контракт с ним. В результате долгих препирательств проект не сложился: все-таки итальянская сторона хотела более традиционного кино, нас уговаривали сделать в этом ключе… Но вот сегодня я рад, что в результате все-таки мы сделали картину именно так, как задумывали. Все на самом деле правильно. Мы очень мало меняли сценарий - только как бы доосовременили его еще на 20 лет. Теперь это происходит в наши дни.
Действие "Палаты N шесть" перенесено в 2007 год. Но чеховские диалоги оставлены почти без изменений. Карен Шахназаров объясняет:
- Один из замыслов этой картины состоял в том, чтобы, полностью сохранив чеховскую прозу, перенести ее в наши дни и поместить ее в реальной жизни психиатрической лечебницы.
Форма фильма затейлива: он построен, как серия интервью. Сперва - с реальными пациентами клиники для душевнобольных, потом - с персонажами повести, которых играют актеры. История доктора Рагина оживает в их воспоминаниях.
Если не считать начала фильма и его финала, то все довольно близко к первоисточнику. Но эти самые начало и финал принципиально меняют дело. Нам сразу же рассказывают, что в 1606 году на том месте, где теперь находится больница, поселился монах Варлаам и две старицы. Почти в самом конце фильма в мужское отделение лечебницы приводят пациенток из женского. И доктора Рагина приглашает на танец та самая женщина, которая в начале картины выведена старицей. Получается, вроде бы, что неверующему доктору Рагину за страдания ниспослано прощение. Религиозная проблематика в картине - по сравнению с тем, что есть у Чехова, - чрезвычайно усилена еще и изобразительным рядом. Карен Шахназаров данное замечание прокомментировал так:
- На мой взгляд, Чехов - очень религиозный писатель. Он не менее религиозен, чем Достоевский. Но у Достоевского это очень очевидно, а у Чехова - как все у Чехова - скрыто. Эта его религиозность, может быть, гораздо более правильна, чем у кого-либо; потому что религиозность – чувство внутреннее, состояние души.
* * *
Внимательно читая Чехова, можно легко доказать и то, что он был религиозен, и то, что вовсе не был. Скорее, дело в состоянии
Русский мужчина в определенном возрасте вдруг понимает, что с ним могут сделать все
- Русский мужчина в определенном возрасте вдруг понимает, что с ним могут сделать все. Ты можешь попасть в палату N6, ты можешь стать арестантом, тебя могут объявить маньяком - все, что угодно, может с тобой случиться. Если человек заглянул в эту яму - он увидел жизнь такой, как она есть. Не искривленной ни цивилизацией, ни законом. Только в России это болото так ощутимо - и не зря у Шахназарова действие происходит на болоте.
- Не смущает ли то, что текст очень определенно привязан к XIX или началу ХХ века? Он изобилует словами, которые мы с вами будем употреблять только в случае, если нам очень захочется поиграть в такую игру.
- Шахназаров не перенес сюжет в современность, а как бы размазал его по последним пяти векам русской истории. Картина начинается в 1605 году, с монастыря. Это - вечность русская, а не то, что сейчас.
- Тогда еще один вопрос того же свойства. Сцена танцев, Новый год. А девушка, которая сама приглашает доктора Рагина, - та же самая старица в одном из первых эпизодов фильма...
- Безусловно, это нормальный путь. Он показывает, что все пути ведут сюда – here comes everybody. И русская святость, и русское безумие, и русский страх – все приводит в палату. Любой, кто пытается задуматься и хоть как-то выломиться из конвенции, которая существует, кончит этим, придет сюда. Больше того, я абсолютно уверен, что обе девушки, которые появляются в финале, кончат ровно тем же - потому что одна из них явно безумна, а другая явно свята. Фильм показывает, что в России есть только один способ избежать палаты N 6 – не задумываться. Стоит тебе взглянуть в ту борозду, в которой ты сидишь, - и она тебя засосет немедленно.