Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения советского скульптора Веры Мухиной, чья композиция "Рабочий и колхозница" стала частью ВДНХ и эмблемой "Мосфильма". Фильм о судьбе Мухиной, в которой были и учеба в Париже, и ссылка в Сибирь, и гигантские произведения, и годы невостребованности, снимается в Латвии.
В России проект картины пока не вызвал интереса, рассказала в интервью корреспонденту Радио Свобода продюсер компании "Хорошо продакшн" Наталья Иванова:
- Сегодня исполняется 120 лет нашему замечательному скульптору Вере Мухиной. Компании "Хорошо продакшн" показалось, когда мы прикоснулись к этой теме, что о жизни и творчестве Веры Мухиной в нашей стране знают значительно меньше, чем за рубежом, и мы захотели снять документальный фильм.
Я с такой заявкой обратилась на Второй канал. Кроме того, мы участвовали в конкурсе, который проводит Министерство культуры, но, к сожалению, пока нигде не нашли поддержки. Это очень обидно, потому что, я думаю, телезрителям, по крайней мере, было бы очень интересно узнать о ее судьбе. А судьба у нее на самом деле примечательная.
Когда я стала уже думать об этом проекте, так случилось, что, будучи в Риге, я узнала, что Мухина родилась в Латвии. Там я встретилась с режиссером Илоной Бруве, которая сейчас, в данную минуту, ведет съемки - она снимает документальный фильм о жизни и творчестве Веры Мухиной. Мне кажется, что этот проект мог бы стать очень интересным, поскольку он объединил бы две страны - Россию и Латвию.
Она родилась в Риге в 1989 году. Мама у нее была француженка, отец был купцом. Все было хорошо, но наступила революция, и они потеряли все свое недвижимое имущество в Прибалтике, и она переехала в город Курск с отцом. Уже из Курска ее отправляют учиться во Францию, в Париж, где с 1912 по 1914 годы она берет уроки у знаменитых французских художников. В общем, она стала скульптором. Но известность к ней, как мы сейчас знаем, пришла в 1925 году, когда она создала коллекцию женской одежды и, между прочим, получила приз на парижской выставке. А уже потом, в следующем году, она выпустила двухметровую скульптуру, копия которой находится в Италии. Это тоже очень важно на самом деле, потому что известность к ней пришла из Италии.
Она выходит замуж за врача Алексея Замкова. Дальше вся ее жизнь складывалась, как у любого другого интеллигентного человека в нашей стране. В 1930 году по доносу арестовывают ее мужа. К тому времени, когда их сослали, у нее уже был сын. Они уезжают в Сибирь в ссылку на несколько лет. Надо сказать, что ей помог вернуться Максим Горький. Когда Максиму Горькому предложили сделать бюст, то единственным художником, о котором он настоятельно просил, была Вера Мухина. Когда сказали, что она находится в ссылке в Сибири, он ответил - только Вера Мухина. Так, благодаря ему, в 1937 году Мухина возвращается в Москву.
А дальше тоже все проходит интересно. Советское правительство объявляет конкурс, и Вера Мухина принимает в нем участие, выигрывает и создает статую "Рабочий и колхозница", в которой изображает мужчину и женщину, держащих в руках серп и молот. Сегодня все эту статую знают, она является символом "Мосфильма". Как известно, правительством Москвы она была поставлена рядом с входом на ВДНХ.
Несколько месяцев рабочие под ее руководством, не выходя из завода и отдыхая всего по 10 минут, создают эту огромную статую высотой 30 метров, на которую ушло 5 тонн глины. Мужчины просто падали от этой невыносимой работы - было решено, что эта скульптура будет представлять страну Советов на французской всемирной ярмарке, и Вера Мухина считает, что работу нельзя останавливать, иначе можно опоздать.
Не обошлось, конечно, без интриг. В один прекрасный день ее вызывают в органы и говорят, что фигура рабочего почему-то очень похожа на Троцкого. Сейчас это смешно, но тогда было совсем не до смеха. Но в итоге репрессии отпадают, и функционеры выпускают эту работу за рубеж. В 1937 году со станции Белорусского вокзала выехал охраняемый поезд, в нем было 28 вагонов (в них были запакованы металлические конструкции), которые везли нашу скульптуру "Рабочий и колхозница" в Париж. Пикассо восхищен работой Мухиной. Предприимчивые французы быстро из этого образа сделали массу предметов ширпотреба, и еще долго-долго во Франции эту скульптуру будут сравнивать с Эйфелевой башней.
Дальше жизнь Веры Мухиной протекала не так замечательно. Заказы на большие, монументальные скульптуры больше не поступали, и она решает уйти в стекольное искусство. История, связанная с постройкой завода под Санкт-Петербургом, сближает трех замечательных людей - Веру Мухину, Николая Качалова, художника по стеклу, и писателя Алексея Толстого. Они пишут письмо Сталину, и в 1940 году под Ленинградом открывают школу стекольного искусства, которую доверено возглавлять Вере Мухиной. У нее есть замечательные стеклянные вазы. Одна из них, самая главная, это плачущая девушка.
После войны, в 1945 году, Мухина посещает свою малую родину Ригу. Она посещает ее не просто так, а потому, что там решается судьба памятника Свободы, который сейчас стоит в центре Риги. После войны его хотели снести, но Вера Мухина помогла отстоять его, и памятник остался до сих пор. Я думаю, что правительство Латвии ей должно быть за это очень благодарно. В 1947 году у нее умирает муж. Она уже одинокая и усталая. К концу жизни, в 1952 году, последнее, что ей заказывают, это памятник Петру Чайковскому, который до сих пор стоит перед Московской консерваторией. В 1953 году ее не станет. И после ее смерти московское правительство решает установить памятник "Рабочий и колхозница" на ВДНХ.
- Фильм о Мухиной до сих пор не снят?
- Увидим, что сегодня покажет телевидение. Но в свое время я узнавала - никакого документального фильма про Веру Мухину нет. Я вдвойне была этим удивлена. Почему-то Латвия делает фильм о Вере Мухиной, хотя она в Латвии, по большому счету, только спасла памятник Свободы, который сегодня там стоит. А в России от Веры Мухиной – заставка Мосфильма, которая прославляет нашу страну, появляясь в первых кадрах советского кино.
Я думаю, что мы все равно будем эту картину делать. А пока я хочу, чтобы она удалась у латвийского режиссера. Илона Бруве пригласила на роль Мухиной актрису, дочку Виа Артмане, Кристине Артмане. Это будет постановочное кино.
- Актуальны ли съемки картины сегодня?
- Сейчас, как вы знаете, памятник "Рабочий и колхозница" реставрируется. Мы нашли этот завод, где он лежит в разобранном виде – все это можно снять. А на тему монументализма - вся ее жизнь среди больших скульптур, больших ожиданий, больших идей – нам казалось, что здесь мы могли бы о многом поговорить. И о Вере Мухиной, и о жизни нашей страны, и о наследии.
В России проект картины пока не вызвал интереса, рассказала в интервью корреспонденту Радио Свобода продюсер компании "Хорошо продакшн" Наталья Иванова:
- Сегодня исполняется 120 лет нашему замечательному скульптору Вере Мухиной. Компании "Хорошо продакшн" показалось, когда мы прикоснулись к этой теме, что о жизни и творчестве Веры Мухиной в нашей стране знают значительно меньше, чем за рубежом, и мы захотели снять документальный фильм.
Я с такой заявкой обратилась на Второй канал. Кроме того, мы участвовали в конкурсе, который проводит Министерство культуры, но, к сожалению, пока нигде не нашли поддержки. Это очень обидно, потому что, я думаю, телезрителям, по крайней мере, было бы очень интересно узнать о ее судьбе. А судьба у нее на самом деле примечательная.
Мне кажется, что этот проект мог бы стать очень интересным, поскольку он объединил бы две страны - Россию и Латвию
Когда я стала уже думать об этом проекте, так случилось, что, будучи в Риге, я узнала, что Мухина родилась в Латвии. Там я встретилась с режиссером Илоной Бруве, которая сейчас, в данную минуту, ведет съемки - она снимает документальный фильм о жизни и творчестве Веры Мухиной. Мне кажется, что этот проект мог бы стать очень интересным, поскольку он объединил бы две страны - Россию и Латвию.
Она родилась в Риге в 1989 году. Мама у нее была француженка, отец был купцом. Все было хорошо, но наступила революция, и они потеряли все свое недвижимое имущество в Прибалтике, и она переехала в город Курск с отцом. Уже из Курска ее отправляют учиться во Францию, в Париж, где с 1912 по 1914 годы она берет уроки у знаменитых французских художников. В общем, она стала скульптором. Но известность к ней, как мы сейчас знаем, пришла в 1925 году, когда она создала коллекцию женской одежды и, между прочим, получила приз на парижской выставке. А уже потом, в следующем году, она выпустила двухметровую скульптуру, копия которой находится в Италии. Это тоже очень важно на самом деле, потому что известность к ней пришла из Италии.
Она выходит замуж за врача Алексея Замкова. Дальше вся ее жизнь складывалась, как у любого другого интеллигентного человека в нашей стране. В 1930 году по доносу арестовывают ее мужа. К тому времени, когда их сослали, у нее уже был сын. Они уезжают в Сибирь в ссылку на несколько лет. Надо сказать, что ей помог вернуться Максим Горький. Когда Максиму Горькому предложили сделать бюст, то единственным художником, о котором он настоятельно просил, была Вера Мухина. Когда сказали, что она находится в ссылке в Сибири, он ответил - только Вера Мухина. Так, благодаря ему, в 1937 году Мухина возвращается в Москву.
А дальше тоже все проходит интересно. Советское правительство объявляет конкурс, и Вера Мухина принимает в нем участие, выигрывает и создает статую "Рабочий и колхозница", в которой изображает мужчину и женщину, держащих в руках серп и молот. Сегодня все эту статую знают, она является символом "Мосфильма". Как известно, правительством Москвы она была поставлена рядом с входом на ВДНХ.
Несколько месяцев рабочие под ее руководством, не выходя из завода и отдыхая всего по 10 минут, создают эту огромную статую высотой 30 метров, на которую ушло 5 тонн глины. Мужчины просто падали от этой невыносимой работы - было решено, что эта скульптура будет представлять страну Советов на французской всемирной ярмарке, и Вера Мухина считает, что работу нельзя останавливать, иначе можно опоздать.
Не обошлось, конечно, без интриг. В один прекрасный день ее вызывают в органы и говорят, что фигура рабочего почему-то очень похожа на Троцкого. Сейчас это смешно, но тогда было совсем не до смеха. Но в итоге репрессии отпадают, и функционеры выпускают эту работу за рубеж. В 1937 году со станции Белорусского вокзала выехал охраняемый поезд, в нем было 28 вагонов (в них были запакованы металлические конструкции), которые везли нашу скульптуру "Рабочий и колхозница" в Париж. Пикассо восхищен работой Мухиной. Предприимчивые французы быстро из этого образа сделали массу предметов ширпотреба, и еще долго-долго во Франции эту скульптуру будут сравнивать с Эйфелевой башней.
Дальше жизнь Веры Мухиной протекала не так замечательно. Заказы на большие, монументальные скульптуры больше не поступали, и она решает уйти в стекольное искусство. История, связанная с постройкой завода под Санкт-Петербургом, сближает трех замечательных людей - Веру Мухину, Николая Качалова, художника по стеклу, и писателя Алексея Толстого. Они пишут письмо Сталину, и в 1940 году под Ленинградом открывают школу стекольного искусства, которую доверено возглавлять Вере Мухиной. У нее есть замечательные стеклянные вазы. Одна из них, самая главная, это плачущая девушка.
После войны, в 1945 году, Мухина посещает свою малую родину Ригу. Она посещает ее не просто так, а потому, что там решается судьба памятника Свободы, который сейчас стоит в центре Риги. После войны его хотели снести, но Вера Мухина помогла отстоять его, и памятник остался до сих пор. Я думаю, что правительство Латвии ей должно быть за это очень благодарно. В 1947 году у нее умирает муж. Она уже одинокая и усталая. К концу жизни, в 1952 году, последнее, что ей заказывают, это памятник Петру Чайковскому, который до сих пор стоит перед Московской консерваторией. В 1953 году ее не станет. И после ее смерти московское правительство решает установить памятник "Рабочий и колхозница" на ВДНХ.
- Фильм о Мухиной до сих пор не снят?
- Увидим, что сегодня покажет телевидение. Но в свое время я узнавала - никакого документального фильма про Веру Мухину нет. Я вдвойне была этим удивлена. Почему-то Латвия делает фильм о Вере Мухиной, хотя она в Латвии, по большому счету, только спасла памятник Свободы, который сегодня там стоит. А в России от Веры Мухиной – заставка Мосфильма, которая прославляет нашу страну, появляясь в первых кадрах советского кино.
Я думаю, что мы все равно будем эту картину делать. А пока я хочу, чтобы она удалась у латвийского режиссера. Илона Бруве пригласила на роль Мухиной актрису, дочку Виа Артмане, Кристине Артмане. Это будет постановочное кино.
- Актуальны ли съемки картины сегодня?
- Сейчас, как вы знаете, памятник "Рабочий и колхозница" реставрируется. Мы нашли этот завод, где он лежит в разобранном виде – все это можно снять. А на тему монументализма - вся ее жизнь среди больших скульптур, больших ожиданий, больших идей – нам казалось, что здесь мы могли бы о многом поговорить. И о Вере Мухиной, и о жизни нашей страны, и о наследии.