Исполнилось 30 лет со времени появления в продаже портативного переносного стереофонического магнитофона – Walkman'а, "идущего человека".
Первая модель разработана японской фирмой "Сони" и поступила в продажу в начале июля 1979 года. За два месяца продаж в мире было реализовано 30 тысяч уокмэнов. Сейчас портативное звуковоспроизводящее устройство – в той или иной его современной модификации - есть практически в каждом доме.
Об инженерном значении уокмэнов говорит научный редактор журнала "Вокруг света" Александр Сергеев:
- Это был стереоплеер, который создавал для человека в движении ощущение, что он находится на концерте, что он слушаетреальную, качественную музыку, как слушали музыку до того, на обычных магнитофонах, которые носили с собой за ручку и слушали на показ всей публике. Одна из первых моделей уокмэна , собственно говоря, первая модель - плеера от "Сони" - была сделана с двумя гнездами для наушников, чтобы могли слушать сразу два человека. Там был даже встроенный микрофон, но не для того, чтобы записывать что-то, а для того, чтобы через этот микрофон эти двое слушающих наушники могли общаться друг с другом. Правда, на последующих моделях от этой идеи отказались. Изобретение уокмэна, конечно, потребовало определенного прогресса в области электроники и микромеханики, потому что там очень маленькие качественные двигатели, достигалось высокое качество звучания - вот еще почему он был популярен. По-настоящему большим прорывом был дизайн, конечно. Обнаружение того, что некоторую функцию действительно удобно сделать в таком формате. Огромное количество технических решений завоевывало популярность не потому, что они уникальны по техническим характеристикам, а потому, что разработчики удивительным образом угадали, что нужно людям. И вот здесь возможность отгородиться от постороннего шума, ехать в метро и быть вне толпы - эта возможность появилась только тогда. То есть, это появление приватного места, приватного пространства в толпе - вот что сделало уокмэн столь популярным. А потом, естественно, пошло огромное количество новых технических наворотов, "Сони" прекратила выпуск кассетных плееров в начале этого века, сказала, что будет выпускать на других носителях, пошли жесткие диски, пошла вот теперь, в последнее время, флэш-память, на которую записывают mp3, а перед этим были мини-диски, такие маленькие магнитные диски кассетного типа. Форматы меняются, но суть остается: это участок приватного пространства. В последнее время появляются еще очки с плеером, которые могут показывать дополнительное изображение, скажем, хотя бы в один глаз. Кстати, может быть, одним из важнейших достижений именно уокмэна, его линейки, было появление в 1999 году, на 20-ю годовщину первого устройства, модели с беспроводными стереонаушниками.
* * *
Фирма "Сони" зарегистрировала авторские права на использование термина "walkman", однако первая модель мини-проигрывателя, по одной из версий, была разработана немецко-бразильским изобретателем Андреасом Павелом в 1977 году. Он много лет после этого выяснял правовые отношения с компанией "Сони" и в конце концов добился финансовой компенсации. Однако для сотен миллионов обладателей уокмэнов это не имело особого значения.
Изобретение уокмэна, если угодно – подлинно политический акт в области технологий. С его появлением человек получил право самой широкой слуховой автономии – вплоть до полного слухового суверенитета. Если сделать погромче, то можно не слышать вообще ничего - кроме того, что хочешь допустить к своим ушам сам. В любой момент времени, в любой точке пространства. Даруемая коробочкой с наушниками приватность – вопреки хрестоматийному утверждению Джона Донна – превратила каждого из обладателей уокмэна во вполне обособленный звуковой остров. А все множество нас, обладателей уокмэнов и его многочисленных технологических потомков, – в архипелаг. Довольно, впрочем, обширный.
Выбор, предоставляемый уокмэном в области органов чувств – пожалуй, наиболее радикальное усовершенствование человека в новейшей истории. Почти антропологическое усовершенствование – если иметь в виду приспособляемость к тому, что вокруг. Ведь, допустим, глаза закрыть легко. Отдернуть руку – чтобы не осязать – еще легче. С ушами же всегда проблема: сами по желанию не закрываются, а заткнуть не всегда удобно, чисто технически. И при этом звук окружающего мира – пожалуй, та самая его часть, которая меньше всего зависит от конкретного отдельного человека. Так что изобретатель Walkman'а Нобутоси Кихара в своей области повторил технологический подвиг полковника Сэмюэла Кольта – уравняв всех людей перед звуковой агрессией извне. Теперь каждый обладатель уокмэна - сам себе звуковой агрессор; и винить некого. А значит, по крайней мере, одной претензией к несовершенству окружающего мира должно стать меньше.
"Если человек шагает не в ногу с остальными - это, возможно, потому, что он слышит другого барабанщика. Пусть себе шагает под ту музыку, которая звучит для него, какой бы она ни была". Генри Дэвид Торо, "Уолден". Написано ровно за 130 лет до появления уокмэна, в 1849 году.
Первая модель разработана японской фирмой "Сони" и поступила в продажу в начале июля 1979 года. За два месяца продаж в мире было реализовано 30 тысяч уокмэнов. Сейчас портативное звуковоспроизводящее устройство – в той или иной его современной модификации - есть практически в каждом доме.
Об инженерном значении уокмэнов говорит научный редактор журнала "Вокруг света" Александр Сергеев:
- Это был стереоплеер, который создавал для человека в движении ощущение, что он находится на концерте, что он слушает
И вот здесь возможность отгородиться от постороннего шума, ехать в метро и быть вне толпы - эта возможность появилась только тогда. То есть, это появление приватного места, приватного пространства в толпе - вот что сделало уокмэн столь популярным
* * *
Фирма "Сони" зарегистрировала авторские права на использование термина "walkman", однако первая модель мини-проигрывателя, по одной из версий, была разработана немецко-бразильским изобретателем Андреасом Павелом в 1977 году. Он много лет после этого выяснял правовые отношения с компанией "Сони" и в конце концов добился финансовой компенсации. Однако для сотен миллионов обладателей уокмэнов это не имело особого значения.
Изобретение уокмэна, если угодно – подлинно политический акт в области технологий. С его появлением человек получил право самой широкой слуховой автономии – вплоть до полного слухового суверенитета. Если сделать погромче, то можно не слышать вообще ничего - кроме того, что хочешь допустить к своим ушам сам. В любой момент времени, в любой точке пространства. Даруемая коробочкой с наушниками приватность – вопреки хрестоматийному утверждению Джона Донна – превратила каждого из обладателей уокмэна во вполне обособленный звуковой остров. А все множество нас, обладателей уокмэнов и его многочисленных технологических потомков, – в архипелаг. Довольно, впрочем, обширный.
Выбор, предоставляемый уокмэном в области органов чувств – пожалуй, наиболее радикальное усовершенствование человека в новейшей истории. Почти антропологическое усовершенствование – если иметь в виду приспособляемость к тому, что вокруг. Ведь, допустим, глаза закрыть легко. Отдернуть руку – чтобы не осязать – еще легче. С ушами же всегда проблема: сами по желанию не закрываются, а заткнуть не всегда удобно, чисто технически. И при этом звук окружающего мира – пожалуй, та самая его часть, которая меньше всего зависит от конкретного отдельного человека. Так что изобретатель Walkman'а Нобутоси Кихара в своей области повторил технологический подвиг полковника Сэмюэла Кольта – уравняв всех людей перед звуковой агрессией извне. Теперь каждый обладатель уокмэна - сам себе звуковой агрессор; и винить некого. А значит, по крайней мере, одной претензией к несовершенству окружающего мира должно стать меньше.
"Если человек шагает не в ногу с остальными - это, возможно, потому, что он слышит другого барабанщика. Пусть себе шагает под ту музыку, которая звучит для него, какой бы она ни была". Генри Дэвид Торо, "Уолден". Написано ровно за 130 лет до появления уокмэна, в 1849 году.