В нескольких российских городах прошли пикеты против изменений пенсионного законодательства, внесенных правительством в Государственную Думу. Поправки уже приняты в первом чтении, второе запланировано на 15 июля.
В парламенте против законопроекта выступила только "Справедливая Россия". По словам депутата партии Оксаны Дмитриевой, новая система расчета пенсий еще более запутана, чем нынешняя. В частности, если пенсии по инвалидности прежде рассчитывались по отдельным формулам, то теперь их величину предлагается определять на основе общего принципа расчета трудовых пенсий. Кроме того, критики поправок выступают против не оправдавшей себя, по их мнению, накопительной части пенсии. Также они указывают, что с усилением роли стажа (а с 2015 года фиксированный базовый размер пенсии планируется индексировать на 6 процентов за каждый год страхового стажа, превышающего 30 лет) люди с высшим образованием окажутся в заведомо невыгодном положении — что текущий, что новый закон не предусматривают включения в страховой стаж периода обучения в вузе, аспирантуре, ординатуре и так далее.
Кого дискриминирует данная система? Прежде всего, тех, у кого были периоды очной подготовки к профессиональной деятельности — они исключаются из стажа. Причем трижды
"Перерасчет будет сделан для всех автоматически исходя из стажа на момент достижения 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, — объясняет в эфире Радио Свобода Оксана Дмитриева. — Но размер этого повышения фактически будет зависеть только от того, были ли у человека периоды учебы. Ведь стаж на момент достижения этого возраста, по сути, зависит даже не от того, сколько ты работал, а от того, учился ты, или не учился. Остается только надеяться, что это шутка, и до 2015 года люди одумаются. Кого дискриминирует данная система? Прежде всего, тех, у кого были периоды очной подготовки к профессиональной деятельности — они исключаются из стажа. Причем трижды — при переоценке пенсионных прав на 2002 год, при валоризации (то есть запланированном на 2010 год перерасчете пенсий исходя из стажа, заработанного до 1991 года), и в 2015 году при увеличении фиксированной базовой пенсии. Кроме того, дискриминируются все, у кого есть специальный стаж и периоды раннего выхода на пенсию, потому что валоризация у них меньше. При этом переоценка пенсионных прав тоже несправедлива, поскольку заработок не учитывается, а стаж меньше. Дискриминируются женщины, ухаживавшие за детьми, потому что при валоризации, как и при переоценке пенсионных прав по 30-й статье, периоды ухода за ребенком не учитываются. Подвергаются дискриминации и женщины в целом — при валоризации учитывается абсолютный стаж до 1991 года, а у давно вышедших на пенсию женщин он на пять лет меньше".
Также депутатов от "Справедливой России" возмущает, что, согласно поправкам в пенсионное законодательство страховые взносы будут взиматься только с зарплаты до 415 тысяч рублей в год. С части заработка, превышающего эту сумму, отчисления в страховую часть пенсии производится не будут. Именно эти деньги потом распределяются между всеми пенсионерами, так что в партии говорят об "отсутствии социальной солидарности" и "фактическом выводе богатых в отдельную пенсионную систему".
У этой проблемы есть и другая сторона, отмечает в интервью РС руководитель центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер — если закон будет действовать долго, то соответствующая норма в исторической перспективе приведет к ограничению максимального размера пенсии на уровне около 10 тысяч рублей в месяц. Сегодня эта сумма может показаться внушительной, но через 20 лет даже без учета инфляции структура расходов россиян из-за постепенного перехода к платной медицине, рыночным расценкам на услуги ЖКХ и так далее неминуемо изменится, причем отнюдь не в сторону уменьшения, указывает эксперт.
С резкой критикой поправок в пенсионное законодательство выступил и Профсоюз работников вредных производств — там заявляют, что обложение страховыми взносами компенсаций "за вредность" приведет к дискриминации сотрудников. В обращении профсоюза, направленном в Госдуму, суть возражений сформулирована в одном предложении: "политически неверно и по-человечески аморально облагать страховыми взносами компенсационные выплаты тем работникам, которые, скорее всего, до пенсии не доживут".
"При нынешних условиях, согласно 217-й и 238-й статьям Налогового кодекса, компенсации не подлежат налогообложению и, соответственно, работодатель имеет меньшую налоговую нагрузку на заработную плату, что позволяет немного снизить себестоимость, — напоминает заместитель руководителя Профсоюза работников вредных производств Алексей Шашкин. — В то же время, ее увеличивает реализация мероприятий по охране труда для этой категории работников — это и дополнительный отпуск, и сокращенный рабочий день, и молоко, и более ранний выход на пенсию. Таким образом, соблюдается некий баланс — в чем-то нагрузка больше, в чем-то меньше. При этом среднерыночная себестоимость товаров, работ и услуг остается для всех предприятий примерно одинаковой. После принятия этой поправки что получится? Работникам во вредных условиях труда нужно установить заработную плату, повышенную по сравнению с сотрудниками, работающими в нормальных условиях — эту норму из Трудового кодекса никто не исключал, хотя бы на рубль-два, но зарплата должна быть выше. При этом нужно проводить мероприятия по охране труда — обеспечивать средства индивидуальной защиты, то же самое молоко за вредность и прочее. Плюс дополнительные средства коллективной защиты тоже отменять никто не собирается. То есть финансовая нагрузка на предприятия вырастает".
По мнению руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, спешка, с которой принимаются нынешние спорные поправки в пенсионное законодательство, ничем не оправдана. По его мнению, в ближайшие несколько лет правительство вынуждено будет вновь корректировать пенсионное законодательство — предложенные нововведения уже вызывают недовольство у россиян, и социальный протест будет только расти.