Российские парламентарии считают необходимым призвать к ответственности "за очернительство" тех, кто проголосовал за резолюцию Парламентской ассамблеи ОБСЕ, осуждающую преступления нацизма и сталинизма.
"Совет палаты Совета Федерации и совет Госдумы призывают парламенты и народы Европы всех государств ОБСЕ не поддаваться на антиисторические провокации. Пришло время поставить во всех авторитетных международных организациях вопрос об ответственности за посягательство на историческую память в отношении событий Второй мировой войны, за очернительство действий участников антигитлеровской коалиции и за оправдание действий нацистов и их пособников", - говорится в совместном заявлении обеих палат парламента, принятом во вторник.
"Нет смысла усугублять свои исторические изыскания в поисках аргументов, которые показали бы историческую несостоятельность принятой Парламентской ассамблеей ОБСЕ декларации", - заявил накануне, в понедельник спикер Совета Федерации Сергей Миронов "Интерфаксу". По его словам, "эта декларация фактически уравнивает нацизм и сталинизм. Для всякого сколько-нибудь объективного человека очевидна разница между гитлеровской Германией и сталинским Советским Союзом, да и не исторические факты интересуют инициаторов этого позорного документа". "Кто как не наша страна, наш народ более всех претерпел жестокости сталинского режима", - подчеркнул спикер.
"Мы сами вынесли свои приговоры и нацизму, и сталинизму - это разные приговоры, и пересмотру они не подлежат", - заключил Сергей Миронов.
Представитель ПА ОБСЕ Клаус Бергман, до которого дозвонился корреспондент Радио Свобода, не стал комментировать текст резолюции. Он лишь отметил, что она имеет рекомендательный характер для всех стран-участниц ОБСЕ.
Напомним, в резолюции ПА ОБСЕ от 3 июля "Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке", инициаторами которой стали парламентарии от Литвы и Словении, в частности, подчеркивается: в XX веке страны Европы пережили два мощных тоталитарных режима - нацистский и сталинский, во время которых имел место геноцид, нарушались права и свободы человека, совершались военные преступления и преступления против человечности.
Также в документе выражается глубокая обеспокоенность в связи с прославлением тоталитарных режимов и содержится предупреждение о возможном усилении экстремистских режимов, в том числе - неонацистских. Резолюция содержит призыв к государствам - членам ОБСЕ открыть свои исторические и политические архивы, поощрять исследовательскую и просветительскую работу о преступлениях тоталитарных режимов, бороться с ксенофобией и агрессивным национализмом.
Помимо России, с критикой резолюции выступили также представители Греции и Франции.
На вопрос корреспондента Радио Свобода, оправдано ли принятие резолюции ОБСЕ, ответил сопредседатель правления московского общества "Мемориал" Ян Рачинский.
- Происходит ли в России восхваление тоталитарных режимов, как это сказано в резолюции ОБСЕ, и если да, то в каких формах? За последние годы, например, в некоторых городах были восстановлены памятники Сталину.
- Каждый раз к сталинским годовщинам или годовщинам Победы возникают разного рода идеи групп граждан. Где-то действительно эти памятники восстановлены - не в самых значимых, впрочем, местах. Там, где возникал какой-то резонанс, обычно удавалось воспрепятствовать такого рода идеям. Проблема скорее в другом - в общей установке властей на то, чтобы гордиться историей. На то, чтобы находить смысл и оправдание действиям советской власти, в том числе и самым преступным.
Это видно и по полемике вокруг школьных учебников, и в обсуждении проблемы голодомора. На Украине часть политических деятелей и в небольшой степени историков несколько превратно толкует трагические события начала 30-х годов; в пику им вспомнили было, что эту трагедию переживала и Россия - но, тем не менее, никаких серьезных исследований действительно чудовищного голода, который был в южной части и уральских регионах России, у нас до сих пор нет. Это тоже проявление нежелания вспоминать о преступлениях прошлого. И яркий, конечно, образец - это создание небезызвестной комиссии (Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. - РС.) и обсуждение поправок в Уголовный кодекс об ответственности за объявление преступными действия стран-участниц антигитлеровской коалиции.
В предложенной формулировке это означает: если человек скажет, что Хиросиму не надо было бомбить и что это было преступление, то он должен оказаться в тюрьме. Точно так же и тот, кто скажет, что в Катыни было совершено преступление - если точно следовать этой формулировке, - тоже может рисковать свободой. Все это отражает нежелание разобраться с прошлым. Причем это прошлое не принадлежит одной России: оно касается уже несуществующей страны, Советского Союза. Но, тем не менее, именно на этой истории пытаются строить настоящее некоторые действующие политики.
- Оппоненты говорят, что, во-первых, Россия сама больше всех пострадала от сталинизма. Во-вторых, тоталитарное наследие мы изучаем. Разве исследований общества "Мемориал" недостаточно?
- Мне представляется, что этого решительно недостаточно. Общество "Мемориал" работает, но нам доступны далеко не все архивы. С архивами ситуация в России едва ли не самая дурная из всех постсоветских стран. Даже в некоторых из центральноазиатских республиках ситуация с архивами лучше. У нас совершенно не дано никакой оценки тому, что делала советская власть.
Россия действительно пострадала не меньше любой другой республики. Именно поэтому ей и нужно заниматься прошлым не меньше, чем любой другой республике. На Украине уже много лет существует государственная программа по выявлению имен жертв репрессий и по созданию книг памяти (сейчас они уже выходят одна за другой), а в России такой общегосударственной программы нет.
Для всего мира именно Россия является продолжателем Советского Союза. В законопроекте об ответственности за реабилитацию нацизма, который предполагалось внести в Государственную Думу, было сказано: Россия - не правопреемник, а именно продолжатель Советского Союза. Учитывая, сколько преступлений было совершено советским режимом - именно властями, а не народом, это тоже надо отчетливо понимать, - естественно, что во всем мире это воспринимают с некоторой тревогой.
- Основная претензия к резолюции ОБСЕ состоит в том, что в ней сталинизм уравняли с нацизмом.
- Если аккуратно прочесть текст резолюции, можно увидеть: там нет уравнивания. Там сказано, что оба режима были античеловечны, преступны. Это так. Они были преступны по-разному. Это тоже так. Но в резолюции нигде не сказано, что они были одинаковыми. Мне очень не нравится в комментариях российских политиков то, что они пытаются изобразить, будто этарезолюция - обвинение стране. Это не обвинение стране. Никто не отрицает победы советского народа и героизма советских солдат.
Речь идет о преступлениях советских властителей - Сталина и его ближайших сподвижников. Не об осуждении советского народа, не об отрицании колоссальных жертв, понесенных народом, который, вопреки бездарности руководства, выиграл войну. А именно об осуждении этого самого руководства, которое в значительной мере несет ответственность и за то, что война началась, и за то, что она имела для Советского Союза такой трагический и катастрофический характер. Особенно в начале.
- Что известно об общем количестве жертв сталинских репрессий? Какой процент архивов рассекречен?
- К сожалению, это невозможно сказать. Некоторая часть действительно была рассекречена в начале 90-х, но к середине 90-х этот процесс застопорился. Тем не менее, большая часть - особенно партийных документов - рассекречена; правда, документов ФСБ это коснулось в гораздо меньшей степени. Однако, к сожалению, в отличие от традиций ряда западноевропейских стран, мы не можемоценить процент открытого и закрытого. Не везде существуют описи в архивах с указанием, что можно получить, что нельзя. А там, где описи существуют, они зачастую секретные - то есть, их все равно нельзя получить.
Мы действительно еще плохо знаем, что содержится в наших архивах. Мы знаем, что существуют, например, материалы архивно-следственных дел, которые следователям практически недоступны в силу не так давно вступившего в силу нового регламента доступа к архивно-следственным делам. Зачастую следователей не допускают даже к тем документам, для которых прошли все предусмотренные законом сроки давности. Единственный путь их получить - судиться или хотя бы угрожать судебным процессом. Такова ситуация в целом ряде регионов.
- Насколько в такой ситуации своевременна резолюция ОБСЕ?
- Не исключаю, что она даже запоздала. Признаки попыток реабилитации советского прошлого появились уже довольно давно - и о неприемлемости таких попыток следовало, наверное, заявить гораздо раньше. Мы про это говорили, сейчас на это обратили внимание. Я надеюсь, что еще не поздно и что у наших политиков хватит ума, чтобы не выступать в роли наследников Сталина. Резолюция направлена не против России и даже не против Советского Союза как такового, а именно против руководства Советского Союза. Против тех людей, которые принимали преступные решения и вынуждали людей эти решения выполнять.
- Насколько это актуально именно сейчас? В резолюции сказано, что из-за попыток восхваления тоталитарных режимов сегодня возросла ксенофобия.
- Можно вспомнить депортации целых народов - когда речь шла не о том, что кто-то в чем-то участвовал: людей просто отправляли в ссылку поголовно на основании пункта в паспорте. Они лишались возможности нормально работать, учиться, жить в местах, где жили их предки. И одно из следствий оправдания сталинской политики - в том, что оправдываются и эти чудовищные акции наказания народов. Естественно, это влечет и рост ксенофобии. Это один из примеров, и он далеко не единственный.
"Совет палаты Совета Федерации и совет Госдумы призывают парламенты и народы Европы всех государств ОБСЕ не поддаваться на антиисторические провокации. Пришло время поставить во всех авторитетных международных организациях вопрос об ответственности за посягательство на историческую память в отношении событий Второй мировой войны, за очернительство действий участников антигитлеровской коалиции и за оправдание действий нацистов и их пособников", - говорится в совместном заявлении обеих палат парламента, принятом во вторник.
"Нет смысла усугублять свои исторические изыскания в поисках аргументов, которые показали бы историческую несостоятельность принятой Парламентской ассамблеей ОБСЕ декларации", - заявил накануне, в понедельник спикер Совета Федерации Сергей Миронов "Интерфаксу". По его словам, "эта декларация фактически уравнивает нацизм и сталинизм. Для всякого сколько-нибудь объективного человека очевидна разница между гитлеровской Германией и сталинским Советским Союзом, да и не исторические факты интересуют инициаторов этого позорного документа". "Кто как не наша страна, наш народ более всех претерпел жестокости сталинского режима", - подчеркнул спикер.
"Мы сами вынесли свои приговоры и нацизму, и сталинизму - это разные приговоры, и пересмотру они не подлежат", - заключил Сергей Миронов.
Представитель ПА ОБСЕ Клаус Бергман, до которого дозвонился корреспондент Радио Свобода, не стал комментировать текст резолюции. Он лишь отметил, что она имеет рекомендательный характер для всех стран-участниц ОБСЕ.
Напомним, в резолюции ПА ОБСЕ от 3 июля "Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке", инициаторами которой стали парламентарии от Литвы и Словении, в частности, подчеркивается: в XX веке страны Европы пережили два мощных тоталитарных режима - нацистский и сталинский, во время которых имел место геноцид, нарушались права и свободы человека, совершались военные преступления и преступления против человечности.
Также в документе выражается глубокая обеспокоенность в связи с прославлением тоталитарных режимов и содержится предупреждение о возможном усилении экстремистских режимов, в том числе - неонацистских. Резолюция содержит призыв к государствам - членам ОБСЕ открыть свои исторические и политические архивы, поощрять исследовательскую и просветительскую работу о преступлениях тоталитарных режимов, бороться с ксенофобией и агрессивным национализмом.
Помимо России, с критикой резолюции выступили также представители Греции и Франции.
На вопрос корреспондента Радио Свобода, оправдано ли принятие резолюции ОБСЕ, ответил сопредседатель правления московского общества "Мемориал" Ян Рачинский.
- Происходит ли в России восхваление тоталитарных режимов, как это сказано в резолюции ОБСЕ, и если да, то в каких формах? За последние годы, например, в некоторых городах были восстановлены памятники Сталину.
- Каждый раз к сталинским годовщинам или годовщинам Победы возникают разного рода идеи групп граждан. Где-то действительно эти памятники восстановлены - не в самых значимых, впрочем, местах. Там, где возникал какой-то резонанс, обычно удавалось воспрепятствовать такого рода идеям. Проблема скорее в другом - в общей установке властей на то, чтобы гордиться историей. На то, чтобы находить смысл и оправдание действиям советской власти, в том числе и самым преступным.
Это видно и по полемике вокруг школьных учебников, и в обсуждении проблемы голодомора. На Украине часть политических деятелей и в небольшой степени историков несколько превратно толкует трагические события начала 30-х годов; в пику им вспомнили было, что эту трагедию переживала и Россия - но, тем не менее, никаких серьезных исследований действительно чудовищного голода, который был в южной части и уральских регионах России, у нас до сих пор нет. Это тоже проявление нежелания вспоминать о преступлениях прошлого. И яркий, конечно, образец - это создание небезызвестной комиссии (Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. - РС.) и обсуждение поправок в Уголовный кодекс об ответственности за объявление преступными действия стран-участниц антигитлеровской коалиции.
В предложенной формулировке это означает: если человек скажет, что Хиросиму не надо было бомбить и что это было преступление, то он должен оказаться в тюрьме. Точно так же и тот, кто скажет, что в Катыни было совершено преступление - если точно следовать этой формулировке, - тоже может рисковать свободой. Все это отражает нежелание разобраться с прошлым. Причем это прошлое не принадлежит одной России: оно касается уже несуществующей страны, Советского Союза. Но, тем не менее, именно на этой истории пытаются строить настоящее некоторые действующие политики.
- Оппоненты говорят, что, во-первых, Россия сама больше всех пострадала от сталинизма. Во-вторых, тоталитарное наследие мы изучаем. Разве исследований общества "Мемориал" недостаточно?
- Мне представляется, что этого решительно недостаточно. Общество "Мемориал" работает, но нам доступны далеко не все архивы. С архивами ситуация в России едва ли не самая дурная из всех постсоветских стран. Даже в некоторых из центральноазиатских республиках ситуация с архивами лучше. У нас совершенно не дано никакой оценки тому, что делала советская власть.
Россия действительно пострадала не меньше любой другой республики. Именно поэтому ей и нужно заниматься прошлым не меньше, чем любой другой республике. На Украине уже много лет существует государственная программа по выявлению имен жертв репрессий и по созданию книг памяти (сейчас они уже выходят одна за другой), а в России такой общегосударственной программы нет.
Для всего мира именно Россия является продолжателем Советского Союза. В законопроекте об ответственности за реабилитацию нацизма, который предполагалось внести в Государственную Думу, было сказано: Россия - не правопреемник, а именно продолжатель Советского Союза. Учитывая, сколько преступлений было совершено советским режимом - именно властями, а не народом, это тоже надо отчетливо понимать, - естественно, что во всем мире это воспринимают с некоторой тревогой.
- Основная претензия к резолюции ОБСЕ состоит в том, что в ней сталинизм уравняли с нацизмом.
- Если аккуратно прочесть текст резолюции, можно увидеть: там нет уравнивания. Там сказано, что оба режима были античеловечны, преступны. Это так. Они были преступны по-разному. Это тоже так. Но в резолюции нигде не сказано, что они были одинаковыми. Мне очень не нравится в комментариях российских политиков то, что они пытаются изобразить, будто эта
Если аккуратно прочесть текст резолюции, можно увидеть: там нет уравнивания
Речь идет о преступлениях советских властителей - Сталина и его ближайших сподвижников. Не об осуждении советского народа, не об отрицании колоссальных жертв, понесенных народом, который, вопреки бездарности руководства, выиграл войну. А именно об осуждении этого самого руководства, которое в значительной мере несет ответственность и за то, что война началась, и за то, что она имела для Советского Союза такой трагический и катастрофический характер. Особенно в начале.
- Что известно об общем количестве жертв сталинских репрессий? Какой процент архивов рассекречен?
- К сожалению, это невозможно сказать. Некоторая часть действительно была рассекречена в начале 90-х, но к середине 90-х этот процесс застопорился. Тем не менее, большая часть - особенно партийных документов - рассекречена; правда, документов ФСБ это коснулось в гораздо меньшей степени. Однако, к сожалению, в отличие от традиций ряда западноевропейских стран, мы не можем
Мы не можем оценить процент открытого и закрытого. Не везде существуют описи в архивах с указанием, что можно получить, что нельзя. А там, где описи существуют, они зачастую секретные
Мы действительно еще плохо знаем, что содержится в наших архивах. Мы знаем, что существуют, например, материалы архивно-следственных дел, которые следователям практически недоступны в силу не так давно вступившего в силу нового регламента доступа к архивно-следственным делам. Зачастую следователей не допускают даже к тем документам, для которых прошли все предусмотренные законом сроки давности. Единственный путь их получить - судиться или хотя бы угрожать судебным процессом. Такова ситуация в целом ряде регионов.
- Насколько в такой ситуации своевременна резолюция ОБСЕ?
- Не исключаю, что она даже запоздала. Признаки попыток реабилитации советского прошлого появились уже довольно давно - и о неприемлемости таких попыток следовало, наверное, заявить гораздо раньше. Мы про это говорили, сейчас на это обратили внимание. Я надеюсь, что еще не поздно и что у наших политиков хватит ума, чтобы не выступать в роли наследников Сталина. Резолюция направлена не против России и даже не против Советского Союза как такового, а именно против руководства Советского Союза. Против тех людей, которые принимали преступные решения и вынуждали людей эти решения выполнять.
- Насколько это актуально именно сейчас? В резолюции сказано, что из-за попыток восхваления тоталитарных режимов сегодня возросла ксенофобия.
- Можно вспомнить депортации целых народов - когда речь шла не о том, что кто-то в чем-то участвовал: людей просто отправляли в ссылку поголовно на основании пункта в паспорте. Они лишались возможности нормально работать, учиться, жить в местах, где жили их предки. И одно из следствий оправдания сталинской политики - в том, что оправдываются и эти чудовищные акции наказания народов. Естественно, это влечет и рост ксенофобии. Это один из примеров, и он далеко не единственный.