Ссылки для упрощенного доступа

В Гали встречаются эксперты из Абхазии, Грузии, России, ООН и Европейского союза


Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.

Лейла Гиниатулина: Намеченные на сегодня грузино-абхазские консультации в населенном пункте Гали стали первыми после признания Россией независимости Абхазии. Грузинские власти подчеркивают, что в нынешних консультациях российская делегация будет представлена в качестве одной из сторон межгосударственного конфликта, а не в качестве миротворца.
Сейчас ко мне присоединился мой коллега Олег Кусов. Добрый день, Олег. Он сегодня занимается этой темой. Олег, вам слово.

Олег Кусов: Здравствуйте. В сегодняшней встрече в Гали, помимо грузинской и абхазской делегаций, принимают участие представители России, ООН и Европейского союза. Договоренность о проведении данной встречи была достигнута на женевских дискуссиях по Южному Кавказу, состоявшихся 1 июля нынешнего года. Тбилиси подчеркивает, что впервые представители России сядут за стол переговоров в качестве стороны конфликта.
Женевские дискуссии по ситуации на Кавказе начались 15 октября 2008 года, после окончания августовской войны. Они стали возможными после подписания миротворческого плана Саркози-Медведева. Тбилиси напоминает, что Москве по-прежнему не выполняет один из ключевых пунктов плана Саркози-Медведева - о возвращении российских вооруженных сил на линию, предшествующую началу боевых действий в августе прошлого года.
Однако сегодня на встрече в Гали будут в основном решаться вопросы безопасности жители Гальского и прилегающих к нему районов. Я попросил прокомментировать встречу в Гали политолога Дмитрия Шушарина.

Дмитрий Шушарин: Я полагаю, что все-таки одно дело - официальная повестка дня, другое дело - те разговоры, которые могут вестись в кулуарах или могут вестись между членами делегаций, которые афишироваться не будут. Но об этом мы можем только предполагать. В принципе, конечно, любая попытка хоть как-то нормализовать ситуацию в этом регионе, она хороша по определению. Странно другое: как Россия будет теперь выкручиваться из этой ситуации. Дело в том, что прошлогоднее решение о признании Абхазии и Южной Осетии, оно если кого и поставило в наиболее неприятное и глупое положение, так это российскую сторону. Поскольку теперь все вопросы будут решаться с очень большим трудом для всех. Это осложнило, очень сильно осложнило любое замирение в этой зоне.
Второе, что мне кажется достаточно важным, мы все исходим, прежде всего, конечно, российская дипломатия, исходим из того, что ситуация в конфликте не меняется и меняться не будет, что невозможно никакое замирение между Грузией и Абхазией. Между тем, это не так. Никаких гарантий того, что ситуация не изменится и позиции сторон не изменятся, у нас нет. Прежде всего, с той точки зрения, что при дальнейшей русификации Абхазии, а она идет, это все прекрасно понимают, и при дальнейшем увеличении помощи западной Грузии и изменении в этой стране ситуация, безусловно, будет меняться и меняться в очень неприятную сторону. Мы все прекрасно понимаем, это совершенно очевидно, что Абхазия в этой ситуации развиваться не будет. Нет такой задачи у России - развивать Абхазию. Поэтому постепенно сложится разница между экономическим и социальным, собственно, Грузии и Абхазии, которая от нее пока отчленена.

Олег Кусов: Дмитрий, Москва против повышения веса западных стран и организаций в разрешении грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Насколько эта позиция реальна?

Дмитрий Шушарин: Здесь все связано с представлением о постсоветском пространстве, в сфере влияния России. Формально есть возможности, которые используются полностью, возможности препятствовать работе европейских институтов наблюдателей и организаций в зоне конфликта, в рамках этих институтов. Но, конечно, фактически в перспективе большой политики это в принципе невозможно. Невозможно и никакой кризис, как бы на это не рассчитывали в Москве, не отвлечет ни ведущие державы, ни ведущие институты от участия в этом конфликте. Такого не может быть, понимаете. По существу, в общем-то, что значит возвращение к тому, что постсоветское пространство исключительно сфера влияния России. Это попытка встать на пути процесса глобализации. Этого не может быть. Для того, чтобы этого добиться, нужно иметь некую сверхсилу и проводить политику, аналогичную политике Северной Кореи, скажем так, на всем постсоветском пространстве. Этого у России нет.

Олег Кусов: Встреча в Гали, как сообщают информационные агентства, уже началась.
XS
SM
MD
LG