Отношение жителей России к Литве как к стране враждебной, что выяснилось из недавних социологических исследований, является результатом только российской государственной пропаганды, заявила в интервью Радио Свобода министр обороны Литвы Раса Юкнявичене.
- Недавний опрос в России показал, что Литва, к сожалению, оказалась в тройке стран, для россиян, по их оценке, наиболее враждебных. Это объясняют политикой Литвы, проводившейся, например, за последний год, когда Литва довольно жестко и критично относилась к политической линии России.
- Когда я смотрю российское телевидение, я вижу только негативную информацию из прибалтийских государств, из Литвы. Но те россияне, которые приезжают в Литву, очень удивлены, что с ними все говорят по-русски, что все доброжелательны, что у нас жизнь идет вперед, никто не голодает, что у нас никто русских не убивает, наоборот, ждут туристов. Так что пропаганда влияет и делает свое дело. Это в России государственная политика, к сожалению.
- Как бы вы охарактеризовали уровень нынешнего военного российско-литовского сотрудничества? Оно вообще существует?
Нет уверенности, что у нас тот сосед, которому можно доверять
- Я бы сказала, оно специфическое. Мы всегда будем надеяться, что со своим соседом будем жить на паритетных началах. К сожалению, в России все еще сохраняются настроения, что наш регион не такой, как другое зарубежье. Наверное, нужно время, чтобы люди поняли: небольшие государства - тоже государства. События, которые были в Грузии, люди в Литве восприняли очень чувствительно. Поэтому нет уверенности, что у нас тот сосед, которому можно доверять.
- Можно ли сказать, что Литва уже полностью и окончательно перешла к профессиональной армии?
- С 1 июля в литовской армии уже только профессионалы. Конечно, проблем из-за этого немало. Недостаточно денег, чтобы принять столько людей, сколько нам надо. Но это придет, я думаю.
- А финансирование с кризисом не уменьшается?
- Да, оно уменьшилось приблизительно на 20 процентов. То же самое - в Эстонии, в Латвии. Они сократились на 40 процентов.
- Если это не является военной тайной, можно ли назвать цифру - какова численность литовской армии?
- Около 8 тысяч профессионалов и 4 тысячи добровольцев.
- Вы по первоначальному образованию врач. Каково вам на непривычном для женщины посту министра обороны?
- Было нелегко понять этот новый статус. Но сейчас, во время кризиса, быть, например, министром по социальным вопросам, думаю, не легче. Система работает, у нас все было построено с нуля, в армии хорошие, мотивированные люди, очень молодая профессиональная система. В министерстве женщин больше, чем мужчин. В армии, конечно, больше мужчин, армией руководит главнокомандующий, а не министр, который занимается больше политическими вопросами. И в НАТО я не единственная женщина-министр, есть, например, коллеги в Испании, Словении, Норвегии...