Союз кинематографистов РФ (председатель – Никита Михалков) бесплатно распространил в Госдуме и среди членов Союза документальный фильм "Московский Чрезвычайный Сокрушительный" – о мартовском съезде СК в Гостином дворе.
Недавно показывали КВН. В нем – пародия на Никиту Михалкова. Идет молодой человек по сцене, слева направо. Увидит женщину с ребенком – присядет, умилится. Увидит молодых людей с газетой – встанет рядом, посмотрит, что пишут, улыбнется им. И все под музыку из "Я шагаю по Москве": "Бывает все на свете хорошо…" Дойдя до правого края, "Михалков" поворачивается к залу – и произносит:
- Не люблю, когда челядь грустит!
В чем дело – сразу не поймешь, но в Госдуму от самого настоящего Никиты Михалкова и возглавляемого им Союза кинематографистов Российской Федерации пришла посылка. Два ящика с однородным содержимым: DVD под названием "Московский Чрезвычайный Сокрушительный" (все с прописных, да) – сокращенно "МЧС". Про внеочередной съезд СК РФ, прошедший в конце марта в московском Гостином дворе. И то же самое – в московский Дом кино, для членов Союза по списку. "Ложью правды не перекричать!", "Для тех, кто хочет знать правду" – значится на лицевой стороне обложки. "Не для продажи" – на оборотной.
Правда не для продажи – слишком большое искушение для корреспондента Радио Свобода, чтобы, не будучи ни депутатом, ни кинематографистом, все же не ознакомиться с картиной.
Картины - два часа тридцать минут с лишним. Почти два часа на экране – лично Никита Сергеевич. Камера по большей части недвижима, смена планов редка: пару раз всего в профиль показали, за трибуной. Статуарность, воплощенная средствами минимализма; в целом – бюджетный вариант большого советского стиля, отсутствию которого в нынешнем кинематографе Никита Михалков посвятил несколько горестных абзацев своего отчетного доклада.
Центр картины – собственно доклад Никиты Михалкова на чрезвычайно сокрушительном. Когда Никита Сергеевич говорит о претензиях своих противников, за кадром звучит музыка. Нейтрально так: рэгтайм. Учитывая, что пассаж о попытке рейдерского захвата власти в Союзе кинематографистов, "чтобы установить там либерально-атлантическую диктатуру, чужие идеалы и традиции, несвойственные нашему народу", вошел в фильм целиком – спасибо, что не "семь сорок".
Упомянуто и то, что Никита Михалков за время руководства Союзом выделил почти 14 миллионов рублей на благотворительность. При этом подчеркнута скромность Михалкова; для усиления эффекта подчеркнута им самим. Подчеркнуты также и соответствующие статьи в ведомости, выведенной на экран: "для Нонны Мордюковой", "для Николая Караченцова", "детям Беслана". Наглядность подобного рода в картине - тоже подчеркнутая, чтобы и депутат понял.
О деньгах Михалков в картине говорит много. В частности, он признал, что из документации СК куда-то уплыл вексель на 75 тысяч долларов. Пообещал найти. Также докладчик заявил, что кампания по дискредитации Михалкова в прессе обошлась его недругам в полмиллиона долларов. А за акции Киноцентра (с которого противники Михалкова сняли… и дальше суммы: все до рубля, скрупулезно, наглядно) удалось выручить шесть миллионов долларов – "и сколько подарков, автографов все это стоило", рассказал Михалков об этой части своей деятельности на посту председателя СК. Сравним: "Сколько нам это стоило, сколько ночей недосыпало правление" - Аникеева в исполнении Ии Саввиной, "Гараж".
Налицо цитата из фильма Эльдара Рязанова – режиссера, выбравшего неправильную сторону в противостоянии между Никитой Михалковым и теми, кто в прошлом году на седьмом (позднее отмененном по суду) съезде СК поддержал Марлена Хуциева. Но стороны сторонами, а слова функционера Аникеевой перекочевали из х\ф "Гараж" в документальный фильм "МЧС", в текст функционера Михалкова. Равно как и спетая Михалковым перед началом доклада "А напоследок я скажу" – из х\ф "Жестокий романс" того же автора. Самого Рязанова при этом авторы фильма (ни один из них не поименован, на обложке - только копирайт Союза кинематографистов), конечно, пнули для порядка: показали вместе с "рейдерами" на одной из пресс-конференций, тоже под рэгтайм. Но не так, как, допустим, Виктора Матизена - который, судя по фильму, и есть главный либеральный атлантист. Искусство дороже.
"Я ухожу", "доложу, потом ухожу", "не уходите", "поздно, я вернулся"; все эти части драматургии съезда в фильме "Московский Чрезвычайный Сокрушительный" отражены в полной мере. Средствами сопоставления, прежде всего. С одной стороны – полупустой зал (были такие кадры на "хуциевском" съезде), с другой – полный Гостиный двор тех, кто голосует веерами мандатов. Там – атлантисты и Соросы, тут – артист Михайлов, артист Безруков и другие артисты, которые говорят о русском кино и русских обычаях – например, о выборах Михалкова во главу русского кино. И целый министр культуры Авдеев в кадре, в первом ряду Гостиного – неподалеку от Генриха Боровика и Михаила Шатрова. А у Хуциева никакого Авдеева не было. Выбор, короче, очевиден.
Непонятно только, зачем Никите Михалкову через несколько месяцев после мартовских событий понадобилось доносить до сведения депутатов Госдумы ту самую правду. Не всех сокрушил? Или не все перестали по этому поводу грустить?
Недавно показывали КВН. В нем – пародия на Никиту Михалкова. Идет молодой человек по сцене, слева направо. Увидит женщину с ребенком – присядет, умилится. Увидит молодых людей с газетой – встанет рядом, посмотрит, что пишут, улыбнется им. И все под музыку из "Я шагаю по Москве": "Бывает все на свете хорошо…" Дойдя до правого края, "Михалков" поворачивается к залу – и произносит:
- Не люблю, когда челядь грустит!
В чем дело – сразу не поймешь, но в Госдуму от самого настоящего Никиты Михалкова и возглавляемого им Союза кинематографистов Российской Федерации пришла посылка. Два ящика с однородным содержимым: DVD под названием "Московский Чрезвычайный Сокрушительный" (все с прописных, да) – сокращенно "МЧС". Про внеочередной съезд СК РФ, прошедший в конце марта в московском Гостином дворе. И то же самое – в московский Дом кино, для членов Союза по списку. "Ложью правды не перекричать!", "Для тех, кто хочет знать правду" – значится на лицевой стороне обложки. "Не для продажи" – на оборотной.
Правда не для продажи – слишком большое искушение для корреспондента Радио Свобода, чтобы, не будучи ни депутатом, ни кинематографистом, все же не ознакомиться с картиной.
Картины - два часа тридцать минут с лишним. Почти два часа на экране – лично Никита Сергеевич. Камера по большей части недвижима, смена планов редка: пару раз всего в профиль показали, за трибуной. Статуарность, воплощенная средствами минимализма; в целом – бюджетный вариант большого советского стиля, отсутствию которого в нынешнем кинематографе Никита Михалков посвятил несколько горестных абзацев своего отчетного доклада.
Центр картины – собственно доклад Никиты Михалкова на чрезвычайно сокрушительном. Когда Никита Сергеевич говорит о претензиях своих противников, за кадром звучит музыка. Нейтрально так: рэгтайм. Учитывая, что пассаж о попытке рейдерского захвата власти в Союзе кинематографистов, "чтобы установить там либерально-атлантическую диктатуру, чужие идеалы и традиции, несвойственные нашему народу", вошел в фильм целиком – спасибо, что не "семь сорок".
О деньгах Михалков в картине говорит много. В частности, он признал, что из документации СК куда-то уплыл вексель на 75 тысяч долларов. Пообещал найти
Упомянуто и то, что Никита Михалков за время руководства Союзом выделил почти 14 миллионов рублей на благотворительность. При этом подчеркнута скромность Михалкова; для усиления эффекта подчеркнута им самим. Подчеркнуты также и соответствующие статьи в ведомости, выведенной на экран: "для Нонны Мордюковой", "для Николая Караченцова", "детям Беслана". Наглядность подобного рода в картине - тоже подчеркнутая, чтобы и депутат понял.
О деньгах Михалков в картине говорит много. В частности, он признал, что из документации СК куда-то уплыл вексель на 75 тысяч долларов. Пообещал найти. Также докладчик заявил, что кампания по дискредитации Михалкова в прессе обошлась его недругам в полмиллиона долларов. А за акции Киноцентра (с которого противники Михалкова сняли… и дальше суммы: все до рубля, скрупулезно, наглядно) удалось выручить шесть миллионов долларов – "и сколько подарков, автографов все это стоило", рассказал Михалков об этой части своей деятельности на посту председателя СК. Сравним: "Сколько нам это стоило, сколько ночей недосыпало правление" - Аникеева в исполнении Ии Саввиной, "Гараж".
Налицо цитата из фильма Эльдара Рязанова – режиссера, выбравшего неправильную сторону в противостоянии между Никитой Михалковым и теми, кто в прошлом году на седьмом (позднее отмененном по суду) съезде СК поддержал Марлена Хуциева. Но стороны сторонами, а слова функционера Аникеевой перекочевали из х\ф "Гараж" в документальный фильм "МЧС", в текст функционера Михалкова. Равно как и спетая Михалковым перед началом доклада "А напоследок я скажу" – из х\ф "Жестокий романс" того же автора. Самого Рязанова при этом авторы фильма (ни один из них не поименован, на обложке - только копирайт Союза кинематографистов), конечно, пнули для порядка: показали вместе с "рейдерами" на одной из пресс-конференций, тоже под рэгтайм. Но не так, как, допустим, Виктора Матизена - который, судя по фильму, и есть главный либеральный атлантист. Искусство дороже.
"Я ухожу", "доложу, потом ухожу", "не уходите", "поздно, я вернулся"; все эти части драматургии съезда в фильме "Московский Чрезвычайный Сокрушительный" отражены в полной мере. Средствами сопоставления, прежде всего. С одной стороны – полупустой зал (были такие кадры на "хуциевском" съезде), с другой – полный Гостиный двор тех, кто голосует веерами мандатов. Там – атлантисты и Соросы, тут – артист Михайлов, артист Безруков и другие артисты, которые говорят о русском кино и русских обычаях – например, о выборах Михалкова во главу русского кино. И целый министр культуры Авдеев в кадре, в первом ряду Гостиного – неподалеку от Генриха Боровика и Михаила Шатрова. А у Хуциева никакого Авдеева не было. Выбор, короче, очевиден.
Непонятно только, зачем Никите Михалкову через несколько месяцев после мартовских событий понадобилось доносить до сведения депутатов Госдумы ту самую правду. Не всех сокрушил? Или не все перестали по этому поводу грустить?