Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Касьянов рассказал о политическом характере "дела ЮКОСа"


Михаил Касьянов, март 2009
Михаил Касьянов, март 2009

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.
Андрей Шарый: Адвокат Каринна Москаленко, представляющая в Европейском суде по правам человека интересы бывшего главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского, передала в этот суд письменные показания Михаила Касьянова. Бывший премьер-министр России утверждает: за закрытыми дверями он обсуждал с Владимиром Путиным судьбу Михаила Ходорковского, и Путин упрекал бизнесмена в том, что тот без согласия Кремля финансирует одну из политических партий в России, оппозиционную партию. Разговор Касьянова и Путина со слов Касьянова пересказывает британская газета "Файнэншл Таймс", которая предполагает, что показания бывшего премьер-министра могут подтвердить версию преследования Ходорковского по политическим причинам.

Наталья Голицына: По словам Касьянова, главная подоплека дела ЮКОСа - финансирование без разрешения Путина коммунистической партии, тогда как финансирование Ходорковским "Яблока" и "Союза правых сил" проводилось с его разрешения. Переданные Касьяновым эти показания в Европейский суд по правам человека, который уже принял к рассмотрению дело Ходорковского, по мнению "Файнэншл Таймс" может повысить шансы на судебное решение в пользу Ходорковского. Я спросила автора интервью Кэтрин Белтон: по чьей инициативе оно состоялось?

Кэтрин Белтон: Я узнала, что Касьянов направил заявление в Европейский суд по правам человека в связи с делом ЮКОСа, и позвонила ему.

Наталья Голицына: Почему Михаил Касьянов только сейчас раскрыл столь важную для судьбы Ходорковского и ЮКОСа информацию о своем разговоре с Путиным? Ведь после ареста главы ЮКОСа прошло почти шесть лет.

Кэтрин Белтон: Я не спрашивала его, почему он сделал это только теперь. Касьянов сказал мне, что Ходорковский попросил его помочь с обращением в Европейский суд по правам человека. Думаю, что Касьянов какое-то время обдумывал этот поступок, и решил, что прошло почти шесть лет и его моральная обязанность - раскрыть содержание разговора с Путиным. Думаю, что стимулом послужил и начавшийся второй процесс над Ходорковским. Понадобились свидетельские показания, и Касьянов решил дать их. Он всегда утверждал, что дело ЮКОСа политически мотивировано, однако никогда раннее не объяснял, почему он так думает. Новый процесс над Ходорковским предоставил ему шанс дать эти показания. Тот факт, что он направил их не в российский суд, объясняется тем, что там, по его мнению, они не были бы учтены. Это побудило его предоставить свои показания в международный суд, где у них, как он верит, есть шанс повлиять на исход дела.

Наталья Голицына: Вы пишете, что Касьянов сообщил вам, что в разговоре за закрытыми дверьми Путин сказал ему, что Ходорковский преступил дозволенное и без его разрешения финансировал коммунистическую партию. Почему Путина так обеспокоило финансирование Ходорковским именно коммунистов?

Кэтрин Белтон: Потому что, как сказал ему Путин, Ходорковский финансировал "Яблоко" и СПС в соответствии с его приказаниями, но на финансирование коммунистов разрешения Путина не было. Касьянов сказал мне, что это создавало политическую угрозу Путину. Известны давние наставления Суркова бизнесменам, кого они могут финансировать, а кого нет. Касьянов также сказал мне, что, по мнению Путина, финансирование "Яблока" или СПС несущественно. Это маргинальные партии с незначительным представительством в парламенте. Однако одновременное финансирование коммунистов и либеральных партий чревато угрозой создания крупного парламентского блока, который может стать влиятельным в думе и контролировать ее.

Наталья Голицына: Говорил ли вам Михаил Касьянов о причине собственной отставки с поста премьер-министра?

Кэтрин Белтон: Он сказал, что на это было несколько причин, но напряжение и разногласия в связи с делом ЮКОСа и преследование Ходорковского были в их числе.

Наталья Голицына: Говорила автор публикации в "Файнэншл Таймс" Кэтрин Белтон.

XS
SM
MD
LG