Ссылки для упрощенного доступа

Призрачный бал в лесу


Начо Дуато и Георги Смилевски на репетиции "Na Floresta"
Начо Дуато и Георги Смилевски на репетиции "Na Floresta"
Обычно премьерами открывается новый сезон, но Академический московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко рассудил иначе. 24 июля, под занавес сезона, он представит вечер из трех одноактных балетов. Только один из них - "Призрачный бал" Дмитрия Брянцева - постоянное название в афише театра; два других - "Na Floresta" ("В лесу") и "Маргарита и Арман" - новые работы.

"Призрачный бал" поставлен Брянцевым в 1995 году, "Маргарита и Арман" сделан Фредериком Аштоном в "Ковент Гардене" для Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн в 1963-м, "Na Floresta" - это спектакль руководителя Национального балета Испании Начо Дуато 1990 года. Ассистенты иностранных хореографов перенесли их работы на сцену Театра имени Станиславского и Немировича-Данченеко. Глава балетной труппы театра Сергей Филин работой доволен:

- Редчайший случай для меня: потому что ни один человек не вышел из постановки сам. Если вы представите себе наш репетиционный зал, у которого есть два входа с разных сторон, - так вот, когда у нас определилось два состава, по 20 человек, то у нас еще 20 человек стояли в этих проемах и наблюдали за тем, что происходит.

Начо Дуато сам приехал в Москву, занимался с артистами:

- "Na Floresta" - это короткий балет. Он идет всего 22-23 минуты, посвящен лесам Амазонии. Музыка для балета была написана Эйтором Вилла-Лобосом. Она состоит из трех песен. Например, одна из них рассказывает о Луне, которая мелькает среди ветвей деревьев. Во второй поется о птице, которая перелетает с ветки на ветку. И этот балет очень эмоциональный, страстный и романтичный.

То, о чем - и как - говорит Начо Дуато, напоминает о Гарсиа Лорке.

- Связи никакой на самом деле нет, - возражает Дуато, - но я понимаю, откуда у вас возникла такая ассоциация. Я - испанец, говорю о Луне, о бабочке; конечно, вы подумали о Гарсиа Лорке.

Значит, связи с Лоркой нет. Но вот Начо Дуато отвечает на вопрос, отчего ставит бессюжетные балеты - и произносит слово "поэзия".

- У меня балет в первую очередь ассоциируется с поэзией, нежели с прозой или с драматургией. Именно к таким абстрактным образам я больше тяготею. Танец обладает потрясающей способностью передать то, что недоступно словам.

А теперь, с помощью главы международного отдела театра Ирины Черномуровой поищем логику, по которой в один вечер объединены "Призрачный бал", "Маргарита и Арман" и "На Флореста".
Во всех этих трех балетах - вот эта бесценность мгновения: жизнь человека как мгновение, мгновение в жизни человека

- Первой возникла "На Флореста"; к решению этого названия мы пришли вместе с Начо Дуато. После этого первая мысль была, что вместе с этой маленькой новеллой - абсолютно поэтической - будет очень хорошо выглядеть классика нашего театра, действительно выдающаяся работа Брянцева "Призрачный бал". И "Маргарита и Арман" - это небольшой балет, где из истории "Дамы с камелиями", может быть, вынуто самое главное. Мне кажется, что это - вечер о любви и о красоте. Когда я смотрю и "На Флоресту" испанского хореографа, и "Призрачный бал" русского хореографа, то всегда вспоминаю Мандельштама: "Цветочная проснулась ваза и выплеснула свой хрусталь..." Во всех этих трех балетах - вот эта бесценность мгновения: жизнь человека как мгновение, мгновение в жизни человека. Это действительно три лирических новеллы.

Я спрашиваю Начо Дуато:

- Легко ли быть романтиком во времена, далекие от романтизма?

- Меня можно назвать романтиком, да. И балет действительно можно назвать романтичным или даже каким-то ностальгическим. Но то, что общество не такое, меня это абсолютно не волнует: артист существует не для того, чтобы отражать то, что в обществе и так есть, то, что можно увидеть на каждом углу. Он скорее существует для того, чтобы ставить под вопрос какие-то существующие реалии. Поэтому я остаюсь тем, кто я есть.

Начо Дуато остается одним из лучших хореографов мира, автором спектаклей красивых и очень эмоциональных.
XS
SM
MD
LG