США и Китай обсуждают совместную внешнеполитическую и экономическую стратегию. С экономикой разобраться будет проще всего, комментирует в эфире РС политолог Джастин Логан.
С американской стороны в начавшихся в понедельник в Вашингтоне переговорах принимают участие госсекретарь Хилари Клинтон и министр финансов Тимоти Гайтнер, с китайской — вице-премьер Ван Цишан и член Госсовета КНР Дай Бинго. Утром в понедельник на открытии встречи выступил президент США Барак Обама. Он подчеркнул, что Вашингтону и Пекину необходимо углубить сотрудничество по многим направлениям, включая преодоление всемирного экономического кризиса, озабоченность северокорейской ядерной программой и борьбу с глобальным изменением климата. Обама признал, что, хотя каждая из двух стран будет иметь свое мнение по каждой проблеме, им все же необходимо рассматривать друг друга не как соперников, а как партнеров. "Отношения между США и Китаем определят ход событий в XXI веке. Этот тезис должен стать фундаментом нашего партнерства. Это — ответственность, которую мы разделяем", — заявил президент.
В свою очередь, представляющий Госсовет КНР Дай Бинго признал, что, несмотря на исторические, культурные и идеологические различия, обе страны "находятся в одной большой лодке, испытывающей натиск яростного ветра и огромных волн".
И президент Обама, и министр финансов Гайтнер призвали Китай стимулировать внутреннее потребление. Американская сторона рассматривает его как рычаг для восстановления роста мировой экономики.
Действительно ли пройдет совсем немного лет и Китай превратится в одну из экономически доминирующих мировых держав? На этот вопрос в эфире Радио Свобода отвечает заместитель директора по внешнеполитическим исследованиям вашингтонского Института Катона Джастин Логан:
Что касается сферы экономических отношений, то между США и Китаем они носят намного более масштабный характер, чем между Россией и любой из этих двух стран
— Я считаю такие предположения в высшей степени обоснованными. Размеры китайской экономики, рост китайских вооруженных сил и подлинная взаимозависимость США и Китая друг от друга означают: все, что оказывает влияние на Китай, воздействует и на США, и наоборот. Думаю, что на этой встрече будет сделано еще немало сильных позитивных заявлений об американо-китайских отношениях как ключевых для мирового развития. И я бы не стал их недооценивать. В наибольшей степени общность интересов двух стран лежит в экономической плоскости, здесь интересы двух стран в значительной степени переплетены: когда американская экономика испытывает стресс, это болезненно отражается и на Китае. И это та сфера, где над решением проблем легче всего работать.
Сложнее будет заниматься вопросами, связанными с безопасностью — не всегда и не в полном объеме ясна степень общности интересов. Это, на мой взгляд, главное, что может вносить коррективы в ход американо-китайского диалога в будущем.
Основное сходство в диалогах Вашингтона с Пекином и с Москвой — в том, что и Китай, и Россия представляют собой важные региональные и мировые державы, входящие в пятерку постоянных членов Совета безопасности ООН. США, к примеру, пытаются убедить обе страны в необходимости ужесточения санкций против иранского и северокорейского режимов. Но пока эти попытки одинаково безуспешны. Что касается сферы экономических отношений, то между США и Китаем они носят намного более масштабный характер, чем между Россией и любой из этих двух стран. Так что здесь разница весьма существенна.