Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты Центральной Азии о перспективах киргизской оппозиции


Ирина Лагунина: Киргизская оппозиция с 29 июля объявила о начале бессрочных акций протеста, утверждая, что результаты прошедших выборов президента страны были сфальсифицированы. Согласно официальным данным, действующий президент Киргизии Курманбек Бакиев по итогам голосования получил 76,12% голосов, а лидер объединенной оппозиции Алмазбек Атамбаев - почти 9 процентов голосов. Европейские наблюдатели заявили о многочисленных нарушениях в ходе выборов в Киргизии. Об этом же заявил и руководитель предвыборной кампании оппозиционного кандидата Алмазбека Атамбаева Бакит Бешимов.

Бакит Бешимов: Кто воспрепятствовал проведению выборов на самом деле? Кто наблюдателей от наших партий выгонял с участков силой полиции и разных провокаторов? Кто на митингах организовывал провокации, до этого вы были свидетелями этого? Кто во время голосования мешал нашим членам участковой комиссии, когда они регистрировали нарушения и на их глазах рвали бюллетени и физически из избивали? Кто? Это власть Бакиева.

Ирина Лагунина: О том, как эксперты из соседних центральноазиатских государств оценивают шансы киргизской оппозиции добиться отмены результатов выборов – в материале нашего корреспондента Олега Кусова.

Олег Кусов:
Утром 29 июля около 100 сторонников Алмазбека Атамбаева собрались на выезде из киргизской столицы. Они намеривались совершить пеший марш к офису кандидата от оппозиции, возле которого планировалась акция пртеста с требованием проведения в Киргизии новых президентских выборов. Бишкекская милиция пресекла шествие сторонников Атамбаева, задержав 42 человека. Акции протеста оппозиции под лозунгом «За честные выборы» прошли во многих областях страны. В городе Нарын правоохранительные органы разогнали участников митинга. Об этом сообщили в штабе лидера киргизской оппозиции Алмазбека Атамбаева. Несмотря на жёсткие действия властей, оппозиционеры рассчитывают продолжить акции протеста.
За политическими событиями в Киргизии внимательно следят в соседних государствах Центральной Азии. После развала Советского Союза эта республика приобрела важное транзитное значение для региона. Киргизия расположена на стыке Тянь-Шаня и Памира, горных массивов и Ферганской долины, а значит, военно-стратегических маршрутов. В этой горной республике содержатся большие гидроресурсы, от которых зависит экономика Узбекистана, и в какой-то степени Казахстана. Политическое значение Киргизии в Центральной Азии понизилось после того, Бишкек не смог выстроить демократическую систему правления после отставки Аскара Акаева. Так считает казахстанский эксперт директор Алматынского Центра актуальных исследований Андрей Чеботарёв.
Андрей Чеботарев: В принципе та модель, которую могла предложить Киргизия для развития региона, она провалилась. Я имею в виду то, что после свершения так называемой «тюльпановой революции» можно было выстраивать более-менее демократический режим правления и соответствующую политическую систему. Однако последние выборы показывают, что идет усиление тоталитарных тенденций, выстраивание несколько новой модели так называемой управляемой демократии. И в этом плане Киргизия не может в политическом отношении стать примером для региона. По сравнению с Казахстаном и Узбекистаном Киргизия проигрывает по своим экономическим, социальным ресурсам. Единственный козырь у Киргизстана то, что является отправной точкой, стекаются со всего региона основные водные ресурсы, имеется в виду реки Сырдарья и Амударья. И в этом плане у Киргизии есть возможность оказывать воздействие на своих соседей, но не более того.
Узбекский политолог Равшан Назаров полагает, что лидеры киргизской оппозиции не надеются на успех протестных акций.

Равшан Назаров: Если мы отследим тенденции, которые в современном электоральном и особенно постэлекторальном поведении наблюдаются, то мы увидим, что это уже стало почти правилом. Любые выборы, независимо от их результатов, являются недействительными, сфальсифицированными и так далее, вне зависимости от реального положения вещей. Так было в Армении, так отчасти было в Молдавии. То есть всегда оппозиция ведет себя соответствующе, необязательно оппозиция, имеется в виду проигравшая сторона. И здесь не так важен результат, который будет получен, тут важно пошуметь, показать себя лишний раз. Я не думаю, что оппозиция реально рассчитывает на то, что можно пересмотреть результаты выборов или как-то серьезно повлиять на общую ситуацию. Поскольку объективно пока нет реальной альтернативы Бакиеву.

Олег Кусов: Как долго могут продлиться акции протеста в Киргизии? В Грузии, например, оппозиция не покидала центр Тбилиси почти на протяжении четырёх месяцев, но так и не добилась положительного для себя результата. В Бишкеке счёт пойдёт на дни, убеждён узбекский политолог Равшан Назаров.

Равшан Назаров: Я не думаю, что очень долго. Это вопрос дней, вопрос даже не недель. Оппозиция не может пока выдвинуть реально ничего конструктивного вне зависимости от реальных ошибок и просчетов Бакиева. К тому же слишком свежи воспоминания о революции 2005 года, когда слишком много времени потребовалось для того, чтобы стабилизировать ситуацию. К тому же люди увидели, что, честно говоря, всерьез лучше не стало. Идти еще на одну революцию? Вряд ли удастся поднять на это достаточно серьезные массы. А отдельные группы, конечно, отдельные группы будут всегда.

Олег Кусов: В соседнем Казахстане уделяют большое значение отношениям с Киргизией. В целом при президенте Бакиеве эти отношения остаются нормальными, так считает казахстанский эксперт директор Алматынского Центра актуальных исследований Андрей Чеботарёв.

Андрей Чеботарев: Отношения двух стран пока сохраняются сравнительно конструктивно. Тем более, что с приходом к власти Бакиева в 2005 году многие нерешенные вопросы были решены. И видимо сейчас, когда он опять остался у власти, ждать каких-то проблемных ситуаций не следует и, можно сказать, что каких-то серьезных достижений тоже нет.

Олег Кусов: На взгляд Андрея Чеботарёва, киргизская оппозиция не сможет добиться проведения новых президентских выборов.

Андрей Чеботарев: У оппозиции шансов никаких на успех нет, потому что она разрозненная и от нее постепенно отходят такие фигуры типа Феликса Кулова. Нет той активности, которая наблюдалась при администрации Акаева или хотя бы в 2006-2007 годах. Оппозиция слабо себя показала на последних выборах и ждать от нее что-то большего, мне кажется, сомнительно.

Олег Кусов:
Киргизская оппозиция не нашла поддержку и за пределами страны, считает генеральный директор Центра постсоветского пространства Алексей Власов.

Алексей Власов: Дело в том, что у любой акции, которую проводит оппозиция в любой стране постсоветского пространства, есть внешний адресат. В данном случае внешний адресат Россия, Евросоюз, Соединенные Штаты, Китай в целом поддерживают победившего на выборах Курманбека Бакиева. Дестабилизации в стране, начала нового этапа противостояния парламентской власти и оппозиции не хочет никто. Поэтому, я думаю, что даже если акции протеста будут достаточно массовыми, никакого эффекта с отменой результатов выборов добиться оппозиции не удастся.

Олег Кусов:
Популярность Алмазбека Атамбаева остаётся высокой в киргизском обществе. За ним стоит значительная часть общества, в основном эти люди, которые разочаровались в президенте Курманбеке Бакиеве, утверждает центральноазиатский политолог Бахром Хамраев.

Бахром Хамраев: Думаю, события будут развиваться, потому что киргизские власти не способны сегодня обеспечить то, что для киргизского народа нужно, те свободы, которые народ хочет. Это бакиевский режим не может сегодня обеспечить и дать. Несмотря на такие действия власти, что когда разгоняют мирные митинги, шествия, правоохранительные органы пресекают, народ сплотит это. По крайней мере, такой режим, как оказался в Бишкеке, либо пойдет на уступки, либо должен народ добиваться. От политики Бакиева ждали чего-то нового, но этого не произошло. Когда говорят о недовольстве народа режимом Бекиева, Атамбаев действительно мог бы больше сделать для народа, это видно. Действителньо антибакиевские настроения глубоко у киргизского народа. Атамбаев, может быть у него нет опыта большого, но в любом случае, когда не оставят народу других вариантов, конечно, за Атамбаева придет народ.

Олег Кусов:
Сторонники Алмазбека Атамбаева утверждают, что нынешняя власть в Киргизии отказалась от демократических реформ, полагает политолог Равшан Назаров.

Равшан Назаров:
Главное – это обвинение Бакиева в недемократизме. В принципе определенная часть тех, кто поддержал его в свое время, они разочарованы. Ведь среди оппозиции не только те, кто всегда был в оппозиции, а часть сторонников он потерял, потому что рассчитывали не на то, что получили в результате. Я думаю, что главный лозунг – это отсутствие демократии. Потому что по оценкам целого ряда российских и западных политологов, режим Бакиева по многим параметрам даже менее демократичен, чем режим Акаева. Естественно, это создает объективную основу для недовольства режимом. Другое дело, что пока оппозиция ничего серьезного и конструктивного предложить не может, и поэтому в демократических реформах в той или иной мере нуждается все постсоветское пространство, центральноазиатский регион в особенности. Другое дело – пути, направления, методы, ресурсы демократизации. Вот это серьезные действительно вопросы, которые будут на повестке дня очень долго. Другое дело, что это стратегическая задача, так, что с сегодня на завтра, как пытаются сделать оппозиционеры, я думаю, что именно в Киргизстане второй революции не получится. Есть объективная усталость, ожидания, разочарования и так далее.

Олег Кусов:
30 июля Алмазбек Атамбаев намерен возглавить шествие в городе Балыкчи Иссык-Кульской области. В этот день его сторонники планируют провести массовое мирное шествие в Иссык-Кульскую область из Бишкека.
XS
SM
MD
LG