Неслучайно заголовок перефразирует Милана Кундеру. Господа-товарищи! Пришла пора изменить мир. Музыкальный. Cкажут: какое время - экономический кризис, политические катаклизмы! Нет уж, позвольте поспорить. При этом, правда, придётся обильно цитировать Великих. Их устами глаголет истина: имеющие уши да слышат! (правда, не надо забывать, что для познания таланта необходим талант познания). Так вот, выясняется, что и государственное устройство, и социальное положение граждан, и международные отношения и прочие политологические "тыр-пыр" напрямую связаны с музыкой.
Конфуций, когда его приглашали управлять то государством Ци, то государством Ли, первым делом наводил порядок в музыке и погребении усопших, после чего управление государством уже не представляло особой сложности. В этом смысле на постсоветском пространстве хвастать нечем: еще не обрели вечный покой многие павшие в Великой Отечественной солдаты, в России всё ещё звучит гимн, ассоциирующийся с "Союзом нерушимым". В Грузии до сих пор не преданы земле некоторые жертвы августовского военного конфликта, а сразу после него в Тбилиси, на массовом мероприятии перед парламентом, в честь "моральной победы в войне" звучали бравурные мелодии. Тут уместно вспомнить высказывание Толстого: "Если вы хотите иметь рабов, вам нужно много музыки". Великий старец, вне сомнения, имел в виду именно эту бравурную "победную" музыку (лозунг "Хлеба и зрелищ!" бессмертен).
Считается, что вначале было слово. Если быть точнее, вначале был звук: "Первичный звук возник в момент космогенеза и сопутствовал созданию мира из хаоса" (китайский философский трактат "Люйши Чунзю"). В. Гумбольдт считал, что "каждый отдельный звук стоит между человеком и природой… Человек окружает себя миром звуков, чтобы усвоить и переработать предметный мир". У Платона ритмом, музыкой и пением пронизана вся жизнь: частная, государственная и космическая. Нельзя обойтись и без цитаты из замечательного российского философа Лосева: "Абсолютное Бытие музыки есть одинаково бытие мира и Бога".
Одним словом, в музыке, в пении человек проявляет свою сущность – здесь происходит встреча человека с бытием, и что очень важно - с его социальной, экономической и политической составляющими. Поэтому именно сейчас, в период острого экономического кризиса, впору громко сказать и о кризисе музыкальном. Надо признать, что масс-культура на пути своего распространения не встречает активного противодействия гражданского общества в свободных странах и пользуется государственной поддержкой полуавторитарных режимов на постсоветском пространстве. И там, и тут вместо серьёзной музыки чаще всего преподносится стандартное музыкальное чтиво (не зря же появились на свет рэперы), хотя, в отличие от нас, в западной прессе (взять хотя бы респектабельную "Нью-Йорк Таймс") печатаются серьёзные рецензии на концерты и оперные спектакли. Между прочим, просматривая издававшуюся в начале века в Тифлисе газету "Кавказ" за 1911 год, я прочёл там профессиональную рецензию на гастроли Сергея Рахманинова, в которой были высказаны критические замечания (!) по поводу исполнения им своего второго фортепианного концерта.
В наше время всеобщая коммерциализация музыки, в том числе и классической, стала важной частью процесса глобализации. Почти во всех жанрах музыки бесчисленные конкурсы признаны главным критерием исполнительства. Взять хотя бы пианизм: ни в одну предшествующую эпоху типичный победитель современных международных соревнований Лэнг Лэнг не мог бы занимать первые строчки в мировой фортепианной табели о рангах: ни Сергей Рахманинов, ни Владимир Горовиц, ни Святослав Рихтер, ни Владимир Софроницкий, ни Артуро Бенедетти Микеланджели, ни многие другие титаны пианизма никогда не участвовали в международных конкурсах. Весьма сомнительно, что в случае участия они заняли бы призовые места.
Концертные залы, стадионы, теле- и радио-пространства ежедневно заполняются музыкальным мусором. Эти авгиевы конюшни находятся под жёстким присмотром вампиров-продюсеров, действующих в смычке с идеологами зомбированной толпы. И в Грузии, и в России дилетанты ломали бутафорские критические копья, обсуждая итоги выдвижения конкурсантов на китчевое "Евровидение", однако никому и нигде не пришло в голову возмутиться итогами престижного "Грэмми" , который в разное время отвергал Хворостовского, Гергиева, Башмета. Нынешний музыкальный мир нисколько не взволновала новая симфония Арво Пярта, посвящённая Михаилу Ходорковскому…
Напоследок приведу две цитаты, более важные, чем тонны псевдонаучных трудов. Когда Шаляпина спросили: "Какую книгу надо прочесть, чтобы понять Россию?" - он ответил: "Не надо читать никаких книг. Слушайте каждый день Рахманинова!" И ещё – замечательный философ Мераб Мамардашвили: "Когда я слушаю грузинскую традиционную народную или ритуальную песню, это есть простирание во вне моего духа, моего внутреннего мира, меня всего как грузина. Это чувственный образ моей души".
Ницше утверждал, что жизнь без музыки была бы ошибкой. Сдаётся мне, что жизнь с современной музыкой больше чем ошибка - это трагедия.
Конфуций, когда его приглашали управлять то государством Ци, то государством Ли, первым делом наводил порядок в музыке и погребении усопших, после чего управление государством уже не представляло особой сложности. В этом смысле на постсоветском пространстве хвастать нечем: еще не обрели вечный покой многие павшие в Великой Отечественной солдаты, в России всё ещё звучит гимн, ассоциирующийся с "Союзом нерушимым". В Грузии до сих пор не преданы земле некоторые жертвы августовского военного конфликта, а сразу после него в Тбилиси, на массовом мероприятии перед парламентом, в честь "моральной победы в войне" звучали бравурные мелодии. Тут уместно вспомнить высказывание Толстого: "Если вы хотите иметь рабов, вам нужно много музыки". Великий старец, вне сомнения, имел в виду именно эту бравурную "победную" музыку (лозунг "Хлеба и зрелищ!" бессмертен).
Считается, что вначале было слово. Если быть точнее, вначале был звук: "Первичный звук возник в момент космогенеза и сопутствовал созданию мира из хаоса" (китайский философский трактат "Люйши Чунзю"). В. Гумбольдт считал, что "каждый отдельный звук стоит между человеком и природой… Человек окружает себя миром звуков, чтобы усвоить и переработать предметный мир". У Платона ритмом, музыкой и пением пронизана вся жизнь: частная, государственная и космическая. Нельзя обойтись и без цитаты из замечательного российского философа Лосева: "Абсолютное Бытие музыки есть одинаково бытие мира и Бога".
Одним словом, в музыке, в пении человек проявляет свою сущность – здесь происходит встреча человека с бытием, и что очень важно - с его социальной, экономической и политической составляющими. Поэтому именно сейчас, в период острого экономического кризиса, впору громко сказать и о кризисе музыкальном. Надо признать, что масс-культура на пути своего распространения не встречает активного противодействия гражданского общества в свободных странах и пользуется государственной поддержкой полуавторитарных режимов на постсоветском пространстве. И там, и тут вместо серьёзной музыки чаще всего преподносится стандартное музыкальное чтиво (не зря же появились на свет рэперы), хотя, в отличие от нас, в западной прессе (взять хотя бы респектабельную "Нью-Йорк Таймс") печатаются серьёзные рецензии на концерты и оперные спектакли. Между прочим, просматривая издававшуюся в начале века в Тифлисе газету "Кавказ" за 1911 год, я прочёл там профессиональную рецензию на гастроли Сергея Рахманинова, в которой были высказаны критические замечания (!) по поводу исполнения им своего второго фортепианного концерта.
В наше время всеобщая коммерциализация музыки, в том числе и классической, стала важной частью процесса глобализации. Почти во всех жанрах музыки бесчисленные конкурсы признаны главным критерием исполнительства. Взять хотя бы пианизм: ни в одну предшествующую эпоху типичный победитель современных международных соревнований Лэнг Лэнг не мог бы занимать первые строчки в мировой фортепианной табели о рангах: ни Сергей Рахманинов, ни Владимир Горовиц, ни Святослав Рихтер, ни Владимир Софроницкий, ни Артуро Бенедетти Микеланджели, ни многие другие титаны пианизма никогда не участвовали в международных конкурсах. Весьма сомнительно, что в случае участия они заняли бы призовые места.
Концертные залы, стадионы, теле- и радио-пространства ежедневно заполняются музыкальным мусором. Эти авгиевы конюшни находятся под жёстким присмотром вампиров-продюсеров, действующих в смычке с идеологами зомбированной толпы. И в Грузии, и в России дилетанты ломали бутафорские критические копья, обсуждая итоги выдвижения конкурсантов на китчевое "Евровидение", однако никому и нигде не пришло в голову возмутиться итогами престижного "Грэмми" , который в разное время отвергал Хворостовского, Гергиева, Башмета. Нынешний музыкальный мир нисколько не взволновала новая симфония Арво Пярта, посвящённая Михаилу Ходорковскому…
Напоследок приведу две цитаты, более важные, чем тонны псевдонаучных трудов. Когда Шаляпина спросили: "Какую книгу надо прочесть, чтобы понять Россию?" - он ответил: "Не надо читать никаких книг. Слушайте каждый день Рахманинова!" И ещё – замечательный философ Мераб Мамардашвили: "Когда я слушаю грузинскую традиционную народную или ритуальную песню, это есть простирание во вне моего духа, моего внутреннего мира, меня всего как грузина. Это чувственный образ моей души".
Ницше утверждал, что жизнь без музыки была бы ошибкой. Сдаётся мне, что жизнь с современной музыкой больше чем ошибка - это трагедия.