Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.
Андрей Шарый: Внук Иосифа Сталина Евгений Джугашвили подал иск о защите чести и достоинства, которые, по его мнению, были унижены публикацией "Новой газеты". Иск подан к редакции газеты и автору статьи "Виновным назначен Берия" Анатолию Яблокову.
В подробностях дела разбиралась Тамара Ляленкова.
Тамара Ляленкова: Почему-то среди многочисленных антисталинских публикаций Евгений Джугашвили выбрал именно эту, опубликованную в спецвыпуске "Новой газеты" в апреле этого года. Возможно, внук Сталина решил, что настал подходящий момент - ведь не случайно имя Сталина совсем недавно лидировало в списке "Имя Россия".
Соображениями на этот счет я попросила поделиться заместителя главного редактора "Новой газеты" Олега Хлебникова.
Что именно могло так сильно задеть внука Джугашвили?
Олег Хлебников: Я думаю, что если сын за отца не отвечает, как говорил Сталин, то, наверное, внук хочет ответить за деда, это я могу понять, ему хочется утвердить собственное право считать, что он наследник достойного человека. Это я могу понять по-человечески. А что касается его конкретных претензий, ну, они временами кажутся даже смешными. Например, что Сталин и чекисты повязаны большой кровью, он это подвергает сомнению. На этот счет существует много документов, которые подтверждают, скажем так, кровожадность Сталина. Как известно, были квоты на расстрелы по всем областям России во времена большого террора 1937-1938 годов. Даже если предположить, что они нашли, допустим, 3500 врагов народа в какой-нибудь Кировской области, то потом-то Сталин своей рукой исправлял это в сторону увеличения, не 3500, а 6000 уже надо было расстрелять. Второй пункт иска связан с Катынью. В статье Яблокова была такая фраза, что Сталин не понес даже моральной ответственности за убийство 22 тысяч польских офицеров и жандармов, которые были взяты в плен осенью 1939 года, то есть во время начала Второй мировой войны. И статья, кстати, так и называлась, что за все ответит Берия, потому что когда, наконец, стали заниматься катынским делом, в общем, остановились именно на Берии, дальше не пошли. Но это было тоже распоряжение Сталина. Мы, соответственно, считаем, что можем это доказать с помощью документов. Ну, еще там какие-то моменты, которые, мне кажется, стоят общественного внимания, тем более от тоталитаризма Россия остается несвободной.
Тамара Ляленкова: Евгений Яковлевич Джугашвили - убежденный сталинист. В 1999 году он входил в состав Сталинского блока, в 2001 году возглавил новую коммунистическую партию Грузии. О роли его личности в современном историческом процессе я попросила рассказать грузинского независимого политолога Гулбата Рцхивадзе.
Гулбат Рцхивадзе: Евгений Джугашвили - известный в республике человек. В 1990-е годы он основал эту партию, он был совместно с Григорием Ониани, но потом они разошлись, поссорились, и партия распалась. Потом Пантелеймон Георгадзе возглавлял единую коммунистическую партию Грузии. Евгений Джугашвили потом отошел на задний план, его совсем не видно в Грузии, как политика или политически активного гражданина.
Тамара Ляленкова: Как вы думаете, может быть, Евгений Джугашвили, подав иск против "Новой газеты", решил каким-то образом вернуться в политику, в общественную жизнь?
Гулбат Рцхивадзе: Вполне возможно, что его возмутила искренне публикация в "Новой газете", и он безо всяких задних мыслей или других целей подал иск. Он иск подал ведь в России, не в Грузии, хотя это автоматически привлечет к нему внимание, вполне возможно, в том числе и в Грузии.
Тамара Ляленкова: Трудно поверить, что Евгений Джугашвили действительно надеется получить 10 миллионов рублей, сумму, в которую он оценивает моральный ущерб, нанесенный ему публикацией в "Новой газете". С другой стороны, автору статьи и газете придется предъявить исторические документы, подтверждающие их правоту.