"С приходом моей администрации закончилось время, когда наука шла за идеологией. Успех нашей страны коренится в свободе исследований. Подорвать научную этику – значит подорвать демократию", - так президент США Барак Обама, выступая в Национальной академии наук, оценил важность независимости ученых.
Соблюдаются ли принципы научной этики в российском научном сообществе? Чем опасна потеря научной этики не только для ученых, но и для всего общества в целом? Что такое солидарность ученых? Своими размышлениями на эту тему с Радио Свобода в программе "Время и мир" поделился главный научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения математического института имени Стеклова РАН Анатолий Вершик:
- Я думаю, что научная этика в России существует. И хотя она и деформирована, конечно, есть люди, которые ей следуют…
В советские годы в российском научном сообществе было немало либерально настроенных ученых, солидарных с демократическими принципами. Некоторые из них, рискуя не только благополучием, но и свободой, открыто заявляли о своих взглядах. Почему же сегодня, несмотря на более мягкий политический климат, голоса ученых практически не слышны? По мнению Анатолия Вершика, политическое самосознание ученых в современной России развито крайне слабо. Широкое научное сообщество молчит не только в тех случаях, когда возвращают мелодию старого, советского гимна, или представители власти публично признают заслуги сталинизма, но и тогда, когда их коллег-ученых обвиняют в шпионаже и измене родине. Что привело к этому?
- Я говорю о значительном серьезном возвращении не только к советской символике - к советскому образу жизни. Раньше говорили о пережитках капитализма в сознании людей. Я давно предлагаю ввести термин "пережитки социализма". Вот эти пережитки социализма в сознании людей, включая власть, сейчас просто подавляют все остальное. И поэтому я выделяю ученых как возможно разумную часть, потому что многие из них прозрели не в 91-ом году, а гораздо раньше, в 60-х и даже в 50-х годах.
Итак, ученых в России становится все меньше и меньше. Да и те, кто остался, не стремятся заявить о своей общественной позиции. В последние два десятилетия страну покинули и продолжают покидать тысячи исследователей, среди них немало и тех, чье социальное и материальное положение вполне благополучно. Почему люди это делают? "Они уезжают от этого образа жизни", - заключает Анатолий Вершик. Та ложь, полуправда, недосказанность, которая существует сегодня в российском обществе, науке противопоказана:
- Что касается ученых, я не согласен с тем, что это "колбасная эмиграция". Да, конечно, среди миллионов эмигрировавших всякие были мотивы. Но среди ученых было другое, и уезжали люди, которые вполне благополучно жили. Если говорить про 70-е годы, то это люди, которые не могли найти работу, не могли защитить диссертацию – это понятно. А тут было другое. А в чем дело? Так вот надо честно сказать – они уезжали от этого образа жизни. Они не хотели жить в этой стране, это уже надоело - советская власть в том виде, в каком она существовала практически до начала 90-х годов…
Соблюдаются ли принципы научной этики в российском научном сообществе? Чем опасна потеря научной этики не только для ученых, но и для всего общества в целом? Что такое солидарность ученых? Своими размышлениями на эту тему с Радио Свобода в программе "Время и мир" поделился главный научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения математического института имени Стеклова РАН Анатолий Вершик:
- Я думаю, что научная этика в России существует. И хотя она и деформирована, конечно, есть люди, которые ей следуют…
В советские годы в российском научном сообществе было немало либерально настроенных ученых, солидарных с демократическими принципами. Некоторые из них, рискуя не только благополучием, но и свободой, открыто заявляли о своих взглядах. Почему же сегодня, несмотря на более мягкий политический климат, голоса ученых практически не слышны? По мнению Анатолия Вершика, политическое самосознание ученых в современной России развито крайне слабо. Широкое научное сообщество молчит не только в тех случаях, когда возвращают мелодию старого, советского гимна, или представители власти публично признают заслуги сталинизма, но и тогда, когда их коллег-ученых обвиняют в шпионаже и измене родине. Что привело к этому?
- Я говорю о значительном серьезном возвращении не только к советской символике - к советскому образу жизни. Раньше говорили о пережитках капитализма в сознании людей. Я давно предлагаю ввести термин "пережитки социализма". Вот эти пережитки социализма в сознании людей, включая власть, сейчас просто подавляют все остальное. И поэтому я выделяю ученых как возможно разумную часть, потому что многие из них прозрели не в 91-ом году, а гораздо раньше, в 60-х и даже в 50-х годах.
"Они уезжают от этого образа жизни", - заключает Анатолий Вершик. Та ложь, полуправда, недосказанность, которая существует сегодня в российском обществе, науке противопоказана
Итак, ученых в России становится все меньше и меньше. Да и те, кто остался, не стремятся заявить о своей общественной позиции. В последние два десятилетия страну покинули и продолжают покидать тысячи исследователей, среди них немало и тех, чье социальное и материальное положение вполне благополучно. Почему люди это делают? "Они уезжают от этого образа жизни", - заключает Анатолий Вершик. Та ложь, полуправда, недосказанность, которая существует сегодня в российском обществе, науке противопоказана:
- Что касается ученых, я не согласен с тем, что это "колбасная эмиграция". Да, конечно, среди миллионов эмигрировавших всякие были мотивы. Но среди ученых было другое, и уезжали люди, которые вполне благополучно жили. Если говорить про 70-е годы, то это люди, которые не могли найти работу, не могли защитить диссертацию – это понятно. А тут было другое. А в чем дело? Так вот надо честно сказать – они уезжали от этого образа жизни. Они не хотели жить в этой стране, это уже надоело - советская власть в том виде, в каком она существовала практически до начала 90-х годов…