Ссылки для упрощенного доступа

Неонацисты выходят на охоту (Ижевск)


Надежда Гладыш: Проблема активизации неонацизма в Ижевске стала недавно предметом обсуждения участниками "круглого стола", организованного Прикамским правозащитным центром. Говорит Станислав Клинов:

Станислав Клинов: Мы видим, что по уголовным делам проходят по истечении ряда лет одни и те же фамилии. Допустим, фамилия Факеев в первый раз была засвечена в 2006 году, когда он угрожал убийством человеку по фамилии Мезинов. Это было сделано прилюдно в трамвае. Они достали ножи, угрожали убийством. В 2008 году этот же Факеев наносит 8 ударов ножом азербайджанскому 14-летнему мальчику. И он еще проходит свидетелем по другим делам – по делам Демина, Креницына и так далее. Креницын тоже проходит свидетелем по другим делам. Эта группа пока по действиям своим борется с инакомыслящими. Преступления совершаются примерно по следующей схеме. Первая группа использует численное преимущество и неожиданность, нападая на жертву, ослепляя жертву, брызгая в глаза баллончиком. Затем наносятся множественные ножевые ранения. Вторая группа – это группа прикрытия.

Надежда Гладыш: Именно по этой схеме, описанной Станиславом Клиновым, происходило нападение 23 сентября прошлого года неподалеку от трамвайной остановки "Речка Карлутка", где один из ижевских антифашистов получил восемь ударов ножом. Но, как оказалось, антифашисты были уже вторым объектом нападения одной и той же группы в тот вечер. Рассказывает Райназ Шайхутдинов, юрист Прикамского правозащитного центра.

Райназ Шайхутдинов: До случая, когда они порезали Капунова (минут 15-20), они напали на человека, его фамилия Гиригисян. И они его избили. Наносили удары не только руками, но, видимо, кастетами. Они были в масках, лица их не были видны. Они мальчика избили. Он кое-как от них выбрался, добежал до трамвая. Он был весь в крови. Потом они еще ножом стучали по этому трамваю, по стеклу и звали его, чтобы он вышел.

Надежда Гладыш: Таким образом, утверждают правозащитники, одни и те же лица в разных процессах проходят то как обвиняемые, то как свидетели, а в делах против антифашистов – они уже пострадавшие.
По мнению правозащитников, движение неонацистов в Ижевске отнюдь не носит стихийного характера. Оно сплоченное, организованное. Боевиков не только готовят владеть оружием, их консультируют опытные юристы. Говорит Станислав Клинов:

Станислав Клинов: Литеры этих группировок сейчас внешне не показывают себя нацистами. Человек пришел, одетый в костюм, галстук. Обычный обыватель. От своих же товарищей он держался в стороне. В общем, это были больше его подчиненные. Например, они формируют себе очень мощное алиби. Было видно из уголовных дел. По Капшунову они создали себе очень тщательно продуманную программу, чтобы не были судимы по статье 111 – "Нанесение тяжких телесных повреждений", а свели это исключительно к самообороне.

Надежда Гладыш: Сейчас в Ижевске идут судебные процессы над неонацистами по двум эпизодам – нападение на речке Карлутке и на мальчика-азербайджанца, оба осени 2008 года. Обвиняемые в том и другом деле между собой знакомы и были единомышленниками. Но группа опять не складывается.
Участники "круглого стола" отметили прямую зависимость роста правого экстремизма с уровнем ксенофобии в обществе. Нацисты выносят на улицы то, о чем толкуют их родители на кухнях.
XS
SM
MD
LG