Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитный центр "Мемориал" не намерен возвращаться в Чечню


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Вероника Боде.

Михаил Саленков: Президент Чечни Рамзан Кадыров в эти выходные дал в Грозном большое интервью моим коллегам Даниле Гальперовичу, Олегу Кусову и Грегори Пфайферу. В этом интервью Кадыров отверг свою причастность к убийству правозащитницы Натальи Эстемировой. Кадыров заявил, что пытался привлечь Наталью к работе во властных структурах, назначив ее председателем городского совета, однако, по словам Кадырова, она с работой не справилась. Напомню, Наталья Эстемирова занималась расследованием убийств, пыток и похищений в Чечне. 15 июля она была похищена в Грозном и в тот же день ее нашли убитой на территории Ингушетии. После убийства Эстемировой руководитель "Мемориала" Олег Орлов заявил, что ответственность за ее гибель несет президент Чечни.
Моя коллега Вероника Боде перед началом программы "Свобода в полдень" дозвонилась до члена правления правозащитного центра "Мемориал" Александра Черкасова.

Александр Черкасов: По поводу убитой подруги Наташи Ане Политковской что-то подобное Путин сказал сразу. Кадырову пришлось думать три недели, прежде чем сказать такое. По-моему, эти слова больше говорят о говорящем. Что тут еще комментировать? О подробностях? Мы можем подробно рассказать о том, что делала Наташа на посту главы общественного совета Грозного, за что именно Рамзан ее отставил с этой должности. Могу сказать одно, он тут о деньгах упоминал, это, опять-таки, больше говорит о говорящем. Нурди Нухажиев тоже что-то о деньгах говорил в своих комментариях, ну что поделать, если они понимают общественную работу, как работу за чьи-то деньги и на какого-то хозяина. Это их психология.

Вероника Боде: Деятельность правозащитного центра "Мемориал" в Грозном будет возобновлена?

Александр Черкасов: Пока я могу лишь сказать, что наше решение приостановить работу офисов в Чечне было правильным. Потому что эти слова Рамзана Кадырова подтверждают: работа людей, которые заняты не сбором комплиментарной информации, а реальных сведений о происходящем там, эта работа вызывает, мягко говоря, недовольство высшего руководства Чечни и ставит людей под смертельную опасность. Я думаю, что эти слова Рамзана Кадырова лягут вместе со словами Адама Делимханова, произнесенными до убийства Наташи, относительно того, что люди, которые не говорят об успехах, а говорят о проблемах и, более того, о преступлениях, совершаемых в ходе так называемых контртеррористических операций, - это люди враги и приравнены к тем, кто в лесу. Это говорил Делимханов незадолго до убийства Наташи. Кадыров тоже выражался в этом духе.

Вероника Боде: Но ведь именно в том регионе особенно важна правозащитная деятельность.

Александр Черкасов: Во-первых, мы не прекращаем работу. На прошлой неделе был эпизод, когда женщину, мать боевиков, увезли в РОВД. Мы послали запрос, мне звонил министр внутренних дел Руслан Алханов, говорил, что женщину доставили (не мог, правда, объяснить, на каком основании, какой процессуальный статус), и сообщил, что ее освободили. Но работа для тех, кто остается в республике, повторяю, опасна. Да, это важнейший регион, но, видимо, отсутствие сообщений оттуда говорит еще больше, нежели регулярно поступающая негативная информация. Знаете, как прибор, стрелка может колебаться, может зашкаливать, а потом прибор вообще сломался. Вот это говорит о том, что проблем там больше, чем можно показать, не рискуя жизнью людей. А быть смелым за чужой счет я лично не готов.
XS
SM
MD
LG