Ссылки для упрощенного доступа

Экологический ущерб в связи с подготовкой сочинской Олимпиады.


Андрей Бабицкий: Экологические организации, проводящие исследования в Сочи, отмечают многочисленные нарушения природоохранного законодательства в процессе подготовки к зимней Олимпиаде 2014 года. При этом экологи положительно расценили заявления российских властей об отказе от строительства второго грузового порта на адлеровском побережье. Однако общественность Адлеровского района Сочи утверждают, что территория, выделенная под второй грузовой порт, по-прежнему остаётся промышленной зоной. А это значит, что сохраняется угроза навсегда потерять уникальную флору и фауну Нижнеимеритинской низменности. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.

Олег Кусов: Ещё в начале июня нынешнего года премьер-министр России Владимир Путин на одном из совещаний, посвященном предолимпийской подготовке, возмутился "практикой завышения стоимости строительства объектов". После чего от вице-премьера правительства России Дмитрия Козака он услышал фразу, что появилось возможность отказаться от строительства второго морского порта на адлеровском побережье и таким образом сэкономить 8,5 млрд. рублей бюджетных средств. Премьер-министр после того совещания публично заявил о том, что строительство второго грузового порта в Сочи прекращается. Экологи посчитали, что достигли победы в своей нелёгкой борьбе за сохранность уникальной Нижнеимеритинской низменности. Рассказывает председатель территориального общественного самоуправления "Псоу" Наталья Калиновская.

Наталья Калиновская: Изначально второй грузовой пор должен был находиться в устье реки Псоу. Но потом чья-то злая рука перенесла на карте в Генплане на два с половиной километра из устья реки Псоу в мыс Константиновский, то есть в жилой массив, где проживает более трех с половиной тысяч человек. Естественно, понимая, что грузовой оборот этого порта, согласно документации, пять с половиной миллионов тонн груза в год, и сразу же за улицей, вдоль улицы будет находиться Староклубной, то есть санитарная зона ноль, в 30 метрах от садика, в 50 от школы, в 70 от больницы. Естественно, это противоречит любому законодательству. И вся наша общественность, экологи, географическое общество, все были против. Все здравомыслящие люди, видя, какой у нас самый широкий пляж, самое чистое море и располагать в нем второй грузовой порт для разгрузки песка и цемента открытым методом, естественно, все были против.

Олег Кусов: Вице-премьер правительства России Дмитрий Козак заявил, что отмена строительства второго грузового порта «с одной стороны, позволяет снизить экологическую нагрузку на прибрежные районы, а с другой - использовать высвобождающиеся земли для строительства жилья и гостиниц». Наталья Калиновская утверждает, что надобности в двух грузовых портах на адлеровском побережье нет. Грузы можно доставлять в Сочи и другими способами, между тем как природа Нижнеимеритинской низменности находится под охраной международных конвенций.

Наталья Калиновская: Я имела такое счастье встретиться с Левитиным непосредственно, задавала вопрос: а рассчитывал ли кто, какое количество грузов понадобится для строительства спортивных объектов. Потому что прежде, чем рисовать на карте порты, нужно посчитать, какое количество грузов нужно привезти, доставить для строительства спортивных объектов. Изначально прозвучала цифра более 120 миллионов тонн груза. Потом при пересчете эта цифра уменьшилась до 68, то бишь в два раза. После того, как Путин побывал у нас в Имеретинке и сказал, что будут некоторые объекты легкой конструкции, значит количество завозимого груза уменьшится еще. То есть рассчитав через РЖД привоз грузов и через первый грузовой порт, все согласились с тем, что не нужен второй грузовой порт, не нужно тратить бюджетные деньги, а это ни мало, ни много, более 7 миллиардов рублей из государственного бюджета, исходя из документации – это открытая документация. То есть и на этом госбюджет сохранит свои средства. То есть олимпийские объекты, вся наша программа – это наши бюджетные деньги. Не секрет, самая южная точка России, субтропики и большое количество отдыхающих, которые ездят дикарями именно туда. Может быть там плохо с сервисом, но там доступный отдых. Даже в сезон любой человек мог раньше отдыхать по 250 рублей с человека. Простые люди, такие как учителя, студенты, могли себе это позволить. И если построили бы второй грузовой порт, соответственно бы город Сочи лишился последнего чистого моря и широких пляжей. Не надо забывать, что территория, на которой хотели его расположить, это является памятником природы и охраняется международными конвенциями.

Олег Кусов: Нижнеимеритинская низменность, говорят специалисты, – это не только уникальная растительность, но и место для зимовки перелётных птиц. Говорит председатель экологического совета города Сочи Владимир Остапук.

Владимир Остапук: Это было когда-то болото. Когда-то там птички садились. Места зимовки, места отдыха для птиц, которые мигрировали с юга на север, с севера на юг. Когда пришла советская власть, переехали туда наши староверы, пооткрывали колхозы, совхозы, начали осушение. На сегодняшний день вода на метр-полтора ниже уровня моря. Если завтра остановятся насосы, то вода заполнит, будет зеркало воды полностью. Когда делались исследования, такие рассказывали случаи, когда буровая установка стояла, бурили, оставили на завтрашний день. Приходят, а ее нет, она ушла.

Олег Кусов: Адлеровскому побережью в процессе подготовки к Олимпиаде 2014 года нанесён непоправимый ущерб, полагает сопредседатель "Международного социально-экологического союза" Валерий Бриних.

Валерий Бриних: С точки зрения эколога там вообще ничего правильно не делается. Незаконно все делается, огромные нарушения имеет природоохранное законодательство, не говоря о правах людей и прочее. С точки зрения сохранения этого места, как места остановки на эмиграционных путях птиц, это место уже потеряно. Потому что как раз те самые ценные участки, которые планировались под орнитопарк, некоторые предназначенные для отдыха птиц, они сейчас активно застраиваются, там как раз строятся олимпийские объекты. Плюс побережье занимается портовыми сооружениями. Появляются непонятные объекты, не имеющие никакого отношения к олимпиаде, но, тем не менее, строящиеся. Поэтому сама эта территория в качестве ключевой территории, как она есть, как место остановок птиц, она уже, можно сказать, фактически потеряна. Точно так же она потеряна как место произрастания редких видов растений. Потому что там есть несколько видов краснокнижных растений, которые могут расти только в определенных условиях узкоспецифических, в полосе прибоя, в пляжной полосе. Они фактически тоже, места их произрастания утеряны. На этой территории с точки зрения ее природоохранной деятельности, ее уже нельзя рассматривать как полноценную территорию. Я думаю, что какие-то компенсационные мероприятия уже не спасут.

Олег Кусов: Согласно генеральному плану строительства олимпийских объектов, в Нижимеритинской бухте будет возведён так называемый орнитопарк для перелётных птиц. Эту идею Валерий Бриних считает утопической.

Валерий Бриних: Представление строителей и чиновников об орнитопарке, что это такое место, куда птицы будут садиться, типа как в гнездо, на дерево, у них представление об орнитопарке, как скворечник. Там должен быть нормальный зоологический заказник. Не надо никаких усилий прилагать, не надо ничего строить, надо было просто не трогать это место и все, ограничить хозяйственную деятельность на подступах к определенным территориям, которые включают в себя и озера, которые там находились, и мелиоративные каналы, поля совхоза, на которых эти птицы кормились во время отдыха. Фактически это уничтожено. А то, что создается, какие-то искусственные озера, какие-то там лебеди будут плавать окольцованные, еще какая-то птичка – это несерьезно. Потому что те птицы, которые летят на пролете, та же краснокнижная, они в орнитопарк не полетят. Во-первых, фактор беспокойства, так как там будет вокруг полно народа и много объектов хозяйствующих. Во-вторых, территория изменена и дикие птицы на этой территории не будут, это же не воробьи и не вороны. Голуби, вороны, воробьи там будут, а дрофы и хищников там не будет процентов на 99.

Олег Кусов: Власти отказались от строительства второго грузового порта на адлеровском побережье, но выделенную под него землю они не возвращают. Ранее на ней располагались теплицы, с помощью которых круглый год Сочи снабжали свежими овощами. Председатель территориального общественного самоуправления "Псоу" Наталья Калиновская утверждает, что власти по-прежнему пытаются сохранить эту территория в качестве промышленной зоны.

Наталья Калиновская: Если этот земельный участок был изъят согласно распоряжению Ткачева под строительство второго грузового порта и если его отменили, то этот участок должен будет куда-то вернуться и иметь свое другое предназначение. Лично я буквально на этой неделе слышала такую информацию буквально по местному радио, что «Олимпстрою» сейчас разрешено организовывать такую торговлю стройматериалами, и что как раз территория второго грузового порта очень подходит для того, чтобы устроить там товарную базу, то есть торговать опять щебнем, цементом и песком. На сегодняшний день к нам в руки попали совершенно другие документы, хоть и написано, что это предложение, оно разработано. По новым данным на этой территории собираются сделать временный портопункт. То есть пригнать понтоны, поставить краны и точно так же разгружать грузы. Что самое ужасное, что это будет цемент, тот же песок, и тот же щебень и тоже открытым методом, что абсолютно противоречит санитарным нормам, потому что рядом с жилым массивом это делать нельзя. Как минимум, это должно быть триста метров санитарной зоны или хотя бы должны устанавливать заборы и пылепоглощающие, и шумопоглощающие. 20-30 метров поставили железобетонный завод, щебеночный завод и сейчас асфальтный завод в Имеретинке, хотя везде и всем говорят, что его нет, а он есть, стоит и работает в полную мощь. И мы уже задыхаемся. На данный момент мы подали на обжалование на распоряжение Ткачева на изъятие земельного участка. Если постановления правительства нет второго грузового порта, значит мы подали на обжалование решение суда, хотим его вернуть.

Олег Кусов: В процессе подготовки к сочинской Олимпиаде уникальная природа этих мест может быть уничтожена. Слово председателю экологического совета города Сочи Владимиру Остапуку.

Владимир Остапук: Мы, экологи, не против олимпиады, невозможно идти против, это равносильно, что лечь под поезд. Но чтобы минимизировать, чтобы сделать это все нормально, по-хозяйски, по-человечески. Ведь есть мировой опыт, есть мировые достижения, как делают другие. Если сам не умеешь, учись у других и привлекай все мировое, лучшее. Сохранить надо всячески, чтобы не уничтожить уникальную природу нашу девственную, чтобы это было показательно. Все говорят: ребята, сохраните. Я сколько ездил, я нигде не видел природы, как у нас на Кавказе. Больше идет уничтожение, чем сохраненость.

Олег Кусов: На недавних общественных слушаниях в Сочи специалисты отметили, что госкорпорация "Олимпстрой" стала более внимательно подходить к экологическим вопросам, но это ещё не говорит о полном решении накопившихся проблем.

XS
SM
MD
LG