Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Популярность Барака Обамы падает


Юрий Жигалкин: Борьба за реформу медицинского страхования подрывает популярность Барака Обамы. Американские власти готовятся к эпической схватке со свиным гриппом. Таковы темы уикенда в рубрике "Сегодня в Америке", у микрофона в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин.
Результаты опросов общественного мнения, проведенные в конце прошлой недели, произвели небольшую сенсацию в американском политическом истэблишменте. Они впервые показали, что популярность президента Обамы не просто падает (это вещь естественная для любого начинающего президента, чей политический медовый месяц только что закончился), цифры, собранные социологами указывают на резкую перемену отношения американцев к президенту. В то время как согласно опросу, проведенному газетой "Вашингтон Пост" и телекомпанией "Эй-Би-Си", 57 процентов американцев одобряют деятельность Барака Обамы на посту президента, 40 оценивают ее негативно, число сторонников президента упало за три месяца на 12 процентов. Мало того, 50 процентов опрошенных говорят, что они не верят в то, что президент примет лучшие для будущего страны решения, 49 процентов верят в то, что ему удастся это сделать.
Впрочем, еще один свежий опрос, проведенный респектабельной социологической службой Расмуссена, дает больше поводов для тревоги Белому дому. Согласно этой службе, президент уже потерял поддержку по всем главным показателям. 40 процентов респондентов оценивают деятельность президента крайне негативно, 31 процент - крайне позитивно. Общий рейтинг президента негативный, 52 женщин и 54 процента мужчин отрицательно относятся к Бараку Обаме в роли президента.
Что происходит? Ян Рунов задал этот вопрос американскому политологу, сотруднику Института Катона Джону Сэмплсу.

Джон Сэмплс: 57 процентов одобряющих - это, должно быть, ошибка. Опросы, проведенные другими организациями, показывают иной результат. Если из данных большинства опросов вывести среднюю цифру, то получится, что 51 процент населения США одобряет работу президента. Это, по-моему, наиболее реальная цифра. Но гораздо важнее тенденция, которая прослеживается за последние месяцы. Эта тенденция выглядит тревожно для президента Обамы.

Ян Рунов: Чем можно объяснить большие расхождения в данных, публикуемых различными центрами опросов. Так, по данным центра Расмуссена, например, безоговорочно одобряет деятельность президента Обамы только 31 процент опрошенных.

Джон Сэмплс: Есть несколько причин. Одна из них в том, что, например, Расмуссен проводит опросы только среди потенциальных избирателей, то есть тех, кто, скорее всего, будут голосовать. В Америке принимают участие в голосовании, в среднем, 55-60 процентов избирателей. На мой взгляд, наиболее вероятные участники выборов играют самую важную роль. Судя по их настроению, можно в какой-то степени прогнозировать политические тенденции. Но поскольку у этой группы и у населения в целом мнения могут несколько отличаться, самое лучшее - выводить из опросов тех и других среднее арифметическое. Поэтому, на мой взгляд, рейтинг президента Обамы, равный 51 проценту, ближе к истине, чем 57 процентов по данным опроса "Вашингтон Пост" и "Эй-Би-Си".

Ян Рунов: Еще недавно было более 60 процентов, и вдруг 51. Что произошло?

Джон Сэмплс: Многое указывает на то, что за последние 2-3 месяца американцы всё больше разочаровываются в действиях президента. Отчасти это связано с тем, что президенту не удалось привлечь на свою сторону республиканцев в вопросе о реформе здравоохранения. Ему не удалось уменьшить межпартийные разногласия, найти золотую середину. Он не сумел выйти из-под влияния своих леволиберальных советников, как это в своё время удалось сделать президенту Клинтону. В Америке традиционно решающую роль играет умеренное, центристское большинство, а Обама остаётся проводником леволиберальной политики, что неприемлемо для большей части американского электората. Поэтому влияние президента в Конгрессе ослабевает.

Ян Рунов: Открывает ли это возможности для республиканцев на парламентских выборах будущего года?

Джон Сэмплс: Общий рейтинг Конгресса довольно низок. Избиратели недовольны демократами, но и недовольство республиканцами ещё не прошло. Поэтому в республиканцах ещё не видят альтернативу демократам. Но в 2010 году избирателям придётся сделать выбор между теми и другими. Я ожидаю, что на выборах будущего года силы между партиями сравняются. Демократы лишатся явного преимущества, которое у них было во время выборов 2006-го и 2008-го годов. Если нынешние тенденции сохранятся, то в будущем году демократы в Палате представителей могут потерять от 12 до 20 мест. Даже если Демократическая партия сохранит большинство в обеих палатах Конгресса, но при этом потеряет десяток или больше мандатов, осуществление своих планов президенту Обаме придётся отложить.

Ян Рунов: Так считает Джон Сэмплс из Института Катона.

Юрий Жигалкин: В последнее время американские политологи все больше говорят о феномене политического центризма, как определяющем факторе общественной жизни страны. В то время как правые и левые шумят, президентов, как показывает анализ последних выборов, создает центр, не ангажированный, здравомыслящий американец. Этот центр твердо высказался на последних выборах за перемены, за демократов, за Барака Обаму. Теперь он, судя по всему, дает знать, что далеко не все из планируемых перемен ему по душе.
XS
SM
MD
LG