В московских театрах - традиционные сборы трупп перед новым сезоном. Одним из первых труппу театра "Эт Сетера" собрал Александр Калягин. Первая премьера состоится в октябре: "Олеся" Куприна в постановке Галины Полищук, режиссера из Риги.
Актеры уже сидели в зале, когда в директорской центральной ложе появился руководитель театра "Эт Сетера" Александр Калягин. Поздоровался - и быстро спустился вниз к товарищам. По сути, театр начнет сезон в Ереване: там в первой половине сентября проходит Международный шекспировский фестиваль. Он откроется спектаклем "Шейлок", а затем "Эт Сетера" покажет "Дон Кихота" и "Короля Убю", в главных ролях во всех трех спектаклях - Александр Калягин. "Шейлока" поставил Роберт Стуруа, "Дон Кихота" и "Короля Убю" - болгарский режиссер Александр Морфов, и с этими людьми связаны планы театра на предстоящий 18-й сезон.
- В январе приступает к репетициям Роберт Стуруа, - говорит Александр Калягин. - Помимо того, что это наш друг и человек, который очень много сделал для нашего театра - я уже не говорю вообще для искусства, он предложил пьесу Шекспира "Буря". В мае должен начать работу Морфов, название пьесы пока в стадии обсуждения. На это понадобятся усилия и деньги, но - тем не менее. Мы не будем жаловаться: действительно, очень тяжело всем. И в бюджете Москвы уже образовалась большая прореха, связанные с финансированием театральных постановок, но это не отменяет наши планы.
Судя по всему, на Александра Калягина большое впечатление произвели спектакли Чеховского фестиваля - потому что, сославшись на него, он призвал артистов к работе над собой:
- Хуже некуда - превращаться в такой провинциальный театр. И мы себе должны отдавать отчет в том, что мы отстали от высокого искусства. Лучшие спектакли, которыми мы гордимся, приближаются, может быть, к каким-то высоким понятиям, но стабильность зависит от нас. В нашем театре есть все возможности, чтобы повышать свое мастерство: и сцендвижение, и станок, и тренажерный зал, и вокал - все это обязательно для вас. Иначе мы отстанем. Техническая оснащенность так же важна, как духовная. Ваша образованность так или иначе проявляется на сцене, ваша необразованность тоже видна на сцене. У нас английский преподается, мы платим - так сделайте все, зависящее от себя.
Тут я переспросила у Александра Калягина:
- Скажите честно, вы занимались после института вокалом, станком?
- У нас это было просто обязательно - и у Любимова, и во МХАТе. Английского не было, французского не было, но обязательное посещение вокала, сцендвижения – все это было. Это надо, это необходимо. Я же не могу народного артиста или народную артистку тащить на станок или вокалом заниматься. Но я говорю о молодых: им - необходимо.
По окончании церемонии я подошла к двум актерам театра - Владимиру Скворцову и Наталье Благих - с одним и тем же вопросом:
- Иногда мне кажется, что сбор труппы - это что-то вроде 1 сентября: школьники рады друг друга встретить в этот день, но уже 2 сентября в школу не сильно хочется. Похоже, что у актеров это все-таки иначе?
Владимир Скворцов:
- У меня именно в этом году - какое-то воодушевление. Не знаю, почему: то ли я давно ничего не делал в театре нового, то ли еще что-нибудь... Не то чтобы у меня какие-то радужные ощущения - но чего-то я жду. Как говорят у литераторов – "исписался"; а актер - бывает так, что он изыгрался: когда нечего сказать, когда уже начинает в глазах рябить от всяких повторов. Но вот именно сейчас у меня такой период прошел.
Наталья Благих:
- У нас, слава богу, еще театр такой: мне кажется, что и 2 сентября мы с большим удовольствием встречаемся друг с другом. Может, к концу сезона подустаем, но пока еще есть резервы. Единственное, конечно, тревожно по поводу общей ситуации: сокращение финансирования театров и так далее. Главное, чтобы не стало меньше премьер, меньше работы.
* * *
Финансирование сокращается, но театры не сдаются. Вот и Российский академический молодежный театр объявил планы нового сезона - там целых 8 премьер, причем одна постановка будет принадлежать Кшиштофу Занусси.
Актеры уже сидели в зале, когда в директорской центральной ложе появился руководитель театра "Эт Сетера" Александр Калягин. Поздоровался - и быстро спустился вниз к товарищам. По сути, театр начнет сезон в Ереване: там в первой половине сентября проходит Международный шекспировский фестиваль. Он откроется спектаклем "Шейлок", а затем "Эт Сетера" покажет "Дон Кихота" и "Короля Убю", в главных ролях во всех трех спектаклях - Александр Калягин. "Шейлока" поставил Роберт Стуруа, "Дон Кихота" и "Короля Убю" - болгарский режиссер Александр Морфов, и с этими людьми связаны планы театра на предстоящий 18-й сезон.
- В январе приступает к репетициям Роберт Стуруа, - говорит Александр Калягин. - Помимо того, что это наш друг и человек, который очень много сделал для нашего театра - я уже не говорю вообще для искусства, он предложил пьесу Шекспира "Буря". В мае должен начать работу Морфов, название пьесы пока в стадии обсуждения. На это понадобятся усилия и деньги, но - тем не менее. Мы не будем жаловаться: действительно, очень тяжело всем. И в бюджете Москвы уже образовалась большая прореха, связанные с финансированием театральных постановок, но это не отменяет наши планы.
Судя по всему, на Александра Калягина большое впечатление произвели спектакли Чеховского фестиваля - потому что, сославшись на него, он призвал артистов к работе над собой:
- Хуже некуда - превращаться в такой провинциальный театр. И мы себе должны отдавать отчет в том, что мы отстали от высокого искусства. Лучшие спектакли, которыми мы гордимся, приближаются, может быть, к каким-то высоким понятиям, но стабильность зависит от нас. В нашем театре есть все возможности, чтобы повышать свое мастерство: и сцендвижение, и станок, и тренажерный зал, и вокал - все это обязательно для вас. Иначе мы отстанем. Техническая оснащенность так же важна, как духовная. Ваша образованность так или иначе проявляется на сцене, ваша необразованность тоже видна на сцене. У нас английский преподается, мы платим - так сделайте все, зависящее от себя.
Тут я переспросила у Александра Калягина:
- Скажите честно, вы занимались после института вокалом, станком?
- У нас это было просто обязательно - и у Любимова, и во МХАТе. Английского не было, французского не было, но обязательное посещение вокала, сцендвижения – все это было. Это надо, это необходимо. Я же не могу народного артиста или народную артистку тащить на станок или вокалом заниматься. Но я говорю о молодых: им - необходимо.
По окончании церемонии я подошла к двум актерам театра - Владимиру Скворцову и Наталье Благих - с одним и тем же вопросом:
- Иногда мне кажется, что сбор труппы - это что-то вроде 1 сентября: школьники рады друг друга встретить в этот день, но уже 2 сентября в школу не сильно хочется. Похоже, что у актеров это все-таки иначе?
Владимир Скворцов:
- У меня именно в этом году - какое-то воодушевление. Не знаю, почему: то ли я давно ничего не делал в театре нового, то ли еще что-нибудь... Не то чтобы у меня какие-то радужные ощущения - но чего-то я жду. Как говорят у литераторов – "исписался"; а актер - бывает так, что он изыгрался: когда нечего сказать, когда уже начинает в глазах рябить от всяких повторов. Но вот именно сейчас у меня такой период прошел.
Наталья Благих:
- У нас, слава богу, еще театр такой: мне кажется, что и 2 сентября мы с большим удовольствием встречаемся друг с другом. Может, к концу сезона подустаем, но пока еще есть резервы. Единственное, конечно, тревожно по поводу общей ситуации: сокращение финансирования театров и так далее. Главное, чтобы не стало меньше премьер, меньше работы.
* * *
Финансирование сокращается, но театры не сдаются. Вот и Российский академический молодежный театр объявил планы нового сезона - там целых 8 премьер, причем одна постановка будет принадлежать Кшиштофу Занусси.