Вышла в свет новая биография Фридриха Энгельса – «Полководец Маркса» Тристрама Ханта.
В эйфорические 90-е годы автор знаменитой тогда теории "Конца истории" Фрэнсис Фукуяма говорил, что марксисты остались только в Гарварде и в Пхеньяне. Про Корею мы говорить не будем, но в Гарварде их – конечно, в связи с экономическим кризисом - стало намного больше. Об этом свидетельствует новая биография Фридриха Энгельса – "Полководец Маркса" Тристрама Ханта.
Из книги молодого ученого и журналиста Тристрама Ханта мы, прежде всего, узнаем, как котируется в академических кругах Запада фигура Фридриха Энгельса. (Это его автор называет полководцем, или генералом, Карла Маркса). Энгельс считается (или считался до самого недавнего времени) создателем тактики коммунистической партии, жестокой и иногда экстремальной. Он решительно изгонял из партийных организаций политических оппонентов марксизма; в своих работах он придавал политическую направленность научным исследованиям (введя термин "буржуазная наука"); и даже известно, что, по крайней мере, в одном случае он одобрил идею этнических чисток. Все эти тактические приемы были, как известно, применены в советской России - в гигантских масштабах и часто со смертельным исходом. Тристрам Хант не отрицает и не смягчает этих фактов биографии Энгельса. Но при этом он пишет:
"Сейчас даже Карл Маркс уже оценивается как вполне приемлемая, постполитическая фигура - провидец проблем глобального капитализма. А на плечах Энгельса все еще лежит багаж обвинений в том, что его деятельность спровоцировала идеологический экстремизм ХХ столетия".
И Хант в своей книге рисует портрет Энгельса, который эмоционально отодвигает на второй план его политическую деятельность и выдвигает на первый – обаятельную личность:
"Энгельс был "великий обезглавливатель бутылок шампанского" - как прозвал его родственник. Каждое воскресенье в его доме в Лондоне собиралась вся местная левонастроенная интеллигенция, и Энгельс всех кормил и поил. Его коронным номером был салат из омаров. На вечеринках царило веселье, и раньше двух-трех часов ночи никто не уходил. Однажды друзья разослали шуточный опросник, в котором нужно было ответить на три вопроса: что вы считаете главной добродетелью? Энгельс ответил: веселость. Ваша представление о счастье? Бутылка "Шато Марго" 1848 года. Ваш девиз? Относиться ко всему легко".
Маркс подтрунивал над Энгельсом в письмах за то, что в Манчестере, где была фабрика Энгельса, тот вращался в высшем обществе: развлекался, ездил на лисью охоту, обедал в клубах. "Примите мои поздравления, - писал Маркс, - вы стали полноправным и респектабельным буржуа. По-волчьи еще не воете?.."
Нельзя сказать, что Энгельс в своей веселой и обеспеченной жизни ничем не жертвовал для будущей коммунистической революции. Когда Маркс начал писать "Капитал", Энгельс, давно живший в Лондоне, вернулся в Манчестер и 19 лет с отвращением проработал на своей фабрике, чтобы дать возможность Марксу писать. Он не только обеспечил приданым дочерей Маркса, на даже усыновил его незаконного сына – во избежание скандала и семейных осложнений.
"Своих детей у Энгельса не было. Он отрицал институт брака и жил со своей возлюбленной - Мэри Бёрнс, необразованной ирландской девушкой. А когда она умерла, он жил с ее сестрой Лиззи. В 1870 году, закончив свои дела в Манчестере, Энгельс вместе с Лиззи переехал в Лондон и поселился в нескольких минутах ходьбы от квартиры Маркса. После смерти Маркса в 1883 году дом Энгельса стал меккой для социалистов со всего света".
Энгельс вел двойную жизнь с юности. Сын немецкого текстильного фабриканта, он должен был унаследовать отцовское дело, но его больше интересовала поэзия и философия (в которой он отдавал предпочтение диалектике Гегеля). Двадцатилетним юношей он впервые попал на отцовскую фабрику в Манчестер и был потрясен условиями, в которых жили фабричные рабочие. В 1845 году он написал работу "Положение рабочего класса в Англии", которую Хант называет "решающей в осознании кошмаров индустриального урбанистизма".
Однако, всю могучую энергию возмущения Фридрих Энгельс направил не на защиту прав рабочих, а на подрыв всего строя, который его будущий друг и коллега условно назовет "капитализмом".
"Знаменитая встреча Маркса и Энгельса в Париже в 1844 году продолжалась десять дней. В эти десять залитых пивом дней началась сорокалетняя верная дружба. Энгельс был редактором 2-го и 3-го тома "Капитала" и соавтором знаменитого "Коммунистического Манифеста", написанного им и Марксом в 1848 году и сразу переведенного на 20 языков.
"Пусть госоподствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией, - говорится в Манифесте. - Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. А приобретут они весь мир". В 2009 году эти поэтические взволнованные слова звучат исторической насмешкой эпического масштаба. На страницах Манифеста давно высохла кровь миллионов жертв коммунистической революции (и господствующих классов, и пролетариев). И в книге "Полководец Маркса" молодой английский ученый Тристрам Хант пытается реабилитировать Энгельса:
"Никто, будучи в здравом уме, не может возложить на Энгельса и на Маркса ответственность за преступления, совершённые несколькими поколениями позже... даже, если преступная политика была названа их именами. Энгельс в конце жизни ратовал за мирный, демократический путь к социализму".
Уже в 1883 году Энгельс писал в работе "Социализм утопический и научный" о том, что научный социализм (в отличие от утопического) ищет реальные пути преодоления социальных конфликтов, а не пытается устанавливать некие априорно сконструированные идеальные системы. Хант резюмирует:
"Любитель комфорта, страстный защитник индивидуальности, поклонник культуры, Энгельс никогда бы не вписался в советский коммунизм ХХ века. Идея о том, что он был "отцом сталинизма" не выдерживает критики".
"Действительно, - пишет рецензент книги Дуайт Гарнет, - Энгельсовская общая критика капитализма и его надежда на более разумную и справедливую систему общественных отношений и до сих пор находит отклик в человеческих душах. В этом Хант прав. Но что же все-таки было в идеях и писаниях Энгельса (и Маркса, конечно), что сделало их такими токсичными в руках всех, кто брался за проведение их в жизнь? Если бы Хант нашел ответ на этот вопрос, его книга была бы замечательной, а не просто хорошей, какой она является сейчас".
Этот материал - фрагмент программы "Поверх барьеров. Американский час" Александра Гениса. Полностью прослушать и прочесть ее материалы можно на странице программы.
В эйфорические 90-е годы автор знаменитой тогда теории "Конца истории" Фрэнсис Фукуяма говорил, что марксисты остались только в Гарварде и в Пхеньяне. Про Корею мы говорить не будем, но в Гарварде их – конечно, в связи с экономическим кризисом - стало намного больше. Об этом свидетельствует новая биография Фридриха Энгельса – "Полководец Маркса" Тристрама Ханта.
Из книги молодого ученого и журналиста Тристрама Ханта мы, прежде всего, узнаем, как котируется в академических кругах Запада фигура Фридриха Энгельса. (Это его автор называет полководцем, или генералом, Карла Маркса). Энгельс считается (или считался до самого недавнего времени) создателем тактики коммунистической партии, жестокой и иногда экстремальной. Он решительно изгонял из партийных организаций политических оппонентов марксизма; в своих работах он придавал политическую направленность научным исследованиям (введя термин "буржуазная наука"); и даже известно, что, по крайней мере, в одном случае он одобрил идею этнических чисток. Все эти тактические приемы были, как известно, применены в советской России - в гигантских масштабах и часто со смертельным исходом. Тристрам Хант не отрицает и не смягчает этих фактов биографии Энгельса. Но при этом он пишет:
На плечах Энгельса все еще лежит багаж обвинений в том, что его деятельность спровоцировала идеологический экстремизм ХХ столетия
"Сейчас даже Карл Маркс уже оценивается как вполне приемлемая, постполитическая фигура - провидец проблем глобального капитализма. А на плечах Энгельса все еще лежит багаж обвинений в том, что его деятельность спровоцировала идеологический экстремизм ХХ столетия".
И Хант в своей книге рисует портрет Энгельса, который эмоционально отодвигает на второй план его политическую деятельность и выдвигает на первый – обаятельную личность:
"Энгельс был "великий обезглавливатель бутылок шампанского" - как прозвал его родственник. Каждое воскресенье в его доме в Лондоне собиралась вся местная левонастроенная интеллигенция, и Энгельс всех кормил и поил. Его коронным номером был салат из омаров. На вечеринках царило веселье, и раньше двух-трех часов ночи никто не уходил. Однажды друзья разослали шуточный опросник, в котором нужно было ответить на три вопроса: что вы считаете главной добродетелью? Энгельс ответил: веселость. Ваша представление о счастье? Бутылка "Шато Марго" 1848 года. Ваш девиз? Относиться ко всему легко".
Маркс подтрунивал над Энгельсом в письмах за то, что в Манчестере, где была фабрика Энгельса, тот вращался в высшем обществе: развлекался, ездил на лисью охоту, обедал в клубах. "Примите мои поздравления, - писал Маркс, - вы стали полноправным и респектабельным буржуа. По-волчьи еще не воете?.."
Нельзя сказать, что Энгельс в своей веселой и обеспеченной жизни ничем не жертвовал для будущей коммунистической революции. Когда Маркс начал писать "Капитал", Энгельс, давно живший в Лондоне, вернулся в Манчестер и 19 лет с отвращением проработал на своей фабрике, чтобы дать возможность Марксу писать. Он не только обеспечил приданым дочерей Маркса, на даже усыновил его незаконного сына – во избежание скандала и семейных осложнений.
"Своих детей у Энгельса не было. Он отрицал институт брака и жил со своей возлюбленной - Мэри Бёрнс, необразованной ирландской девушкой. А когда она умерла, он жил с ее сестрой Лиззи. В 1870 году, закончив свои дела в Манчестере, Энгельс вместе с Лиззи переехал в Лондон и поселился в нескольких минутах ходьбы от квартиры Маркса. После смерти Маркса в 1883 году дом Энгельса стал меккой для социалистов со всего света".
Энгельс вел двойную жизнь с юности. Сын немецкого текстильного фабриканта, он должен был унаследовать отцовское дело, но его больше интересовала поэзия и философия (в которой он отдавал предпочтение диалектике Гегеля). Двадцатилетним юношей он впервые попал на отцовскую фабрику в Манчестер и был потрясен условиями, в которых жили фабричные рабочие. В 1845 году он написал работу "Положение рабочего класса в Англии", которую Хант называет "решающей в осознании кошмаров индустриального урбанистизма".
Однако, всю могучую энергию возмущения Фридрих Энгельс направил не на защиту прав рабочих, а на подрыв всего строя, который его будущий друг и коллега условно назовет "капитализмом".
"Знаменитая встреча Маркса и Энгельса в Париже в 1844 году продолжалась десять дней. В эти десять залитых пивом дней началась сорокалетняя верная дружба. Энгельс был редактором 2-го и 3-го тома "Капитала" и соавтором знаменитого "Коммунистического Манифеста", написанного им и Марксом в 1848 году и сразу переведенного на 20 языков.
Энгельс в конце жизни ратовал за мирный, демократический путь к социализму
"Пусть госоподствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией, - говорится в Манифесте. - Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. А приобретут они весь мир". В 2009 году эти поэтические взволнованные слова звучат исторической насмешкой эпического масштаба. На страницах Манифеста давно высохла кровь миллионов жертв коммунистической революции (и господствующих классов, и пролетариев). И в книге "Полководец Маркса" молодой английский ученый Тристрам Хант пытается реабилитировать Энгельса:
"Никто, будучи в здравом уме, не может возложить на Энгельса и на Маркса ответственность за преступления, совершённые несколькими поколениями позже... даже, если преступная политика была названа их именами. Энгельс в конце жизни ратовал за мирный, демократический путь к социализму".
Уже в 1883 году Энгельс писал в работе "Социализм утопический и научный" о том, что научный социализм (в отличие от утопического) ищет реальные пути преодоления социальных конфликтов, а не пытается устанавливать некие априорно сконструированные идеальные системы. Хант резюмирует:
"Любитель комфорта, страстный защитник индивидуальности, поклонник культуры, Энгельс никогда бы не вписался в советский коммунизм ХХ века. Идея о том, что он был "отцом сталинизма" не выдерживает критики".
"Действительно, - пишет рецензент книги Дуайт Гарнет, - Энгельсовская общая критика капитализма и его надежда на более разумную и справедливую систему общественных отношений и до сих пор находит отклик в человеческих душах. В этом Хант прав. Но что же все-таки было в идеях и писаниях Энгельса (и Маркса, конечно), что сделало их такими токсичными в руках всех, кто брался за проведение их в жизнь? Если бы Хант нашел ответ на этот вопрос, его книга была бы замечательной, а не просто хорошей, какой она является сейчас".
Этот материал - фрагмент программы "Поверх барьеров. Американский час" Александра Гениса. Полностью прослушать и прочесть ее материалы можно на странице программы.