Общий объем просроченной задолженности по банковским кредитам в России в июле увеличивался почти в 1,5 раза быстрее, чем в июне. Тем не менее, эксперты, прогнозируя дальнейший ее рост в течение двух-трех кварталов, отмечают, что созданных банками резервов может оказаться достаточно, чтобы вероятность "второй волны" финансового кризиса в России сошла на нет.
Объем просроченной задолженности по ранее выданным в России банковским кредитам в июле увеличился почти на 9,5 процента, тогда как в июне рост составлял 7,6 процента, а в мае ― 8,5 процента. Под просроченные кредиты банки обязаны создавать специальные резервы, которые в целом относятся к их текущим убыткам. Тем не менее, общий капитал российской банковской системы в течение июля увеличился на 1,8 процента.
"Просрочка выросла, но в ожидаемых пределах, ― объясняет аналитик инвестиционной компании "Арбат-Капитал" Михаил Завараев. ― А вот рост капитала действительно был существенным, банки все-таки заработали прибыль в течение месяца. Но если бы они не привлекали дополнительные ресурсы, то их капитал увеличился бы лишь примерно на 0,2 процента, что соответствует темпам роста активов банковской системы. А привлекали они дополнительный капитал из разных источников, в том числе в виде облигаций федерального займа (ОФЗ). Это инструмент, с помощью которого Центральный банк России помогает российским банкам улучшать свои показатели достаточности капитала".
Банк России относит к просроченной задолженности платежи, график выплат по которым уже нарушен, а не весь кредит, возврат которого после первого просроченного платежа оказывается, как минимум, под вопросом. По международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), к просроченной задолженности относят весь проблемный кредит, но просрочка начинается после третьего месяца задержки платежей, а не с первого дня, как считает Банк России.
"Сейчас, по данным ЦБ, доля просроченных кредитов в секторе в целом составляет 4,5 процента от общего кредитного портфеля, ― говорит аналитик инвестиционной финансовой компании "Метрополь" Марк Рубинштейн. ― По критериям МСФО, думаю, уровень просрочки будет на уровне 7,5-8 процентов от общего портфеля кредитов. Есть еще реструктурированные кредиты, которые не включаются в просроченные. Например, "Сбербанк" сообщал, что у него примерно 6 процентов всех кредитов реструктурированы. По сектору в целом, на мой взгляд, реструктурированными окажутся 7-7,5 процента всех кредитов. Какая часть из них может попасть в итоге в просроченную задолженность? Думаю, что пик мы увидим в первом-втором квартале 2010 года. Большинство реструктурированных кредитов ― на 1 год, а основная часть реструктуризации происходила в первом-втором квартале 2009 года".
К уже реструктурированным или отсроченным можно отнести лишь часть тех кредитов, платежи по которым российские компании должны были бы завершить до конца 2009 года. По мнению Марка Рубинштейна, объем оставшейся задолженности по ранее выданным кредитам для устойчивости банковской системы в целом не критичен. "В последнее время мы видим, с одной стороны, небольшой рост просрочки, а с другой ― значительный рост резервов на ее покрытие, ― объясняет эксперт. ― По данным Центробанка, сегодня объем этих резервов превосходит объем самой просроченной задолженности на 161 процент! Если считать по МСФО, это превышение чуть меньше, примерно 130 процентов. Многие банки создали резервы, предвосхищая дальнейший рост просрочки, который будет продолжаться, на мой взгляд, и до конца 2009 года, и в первом квартале 2010-го".
Именно рост просроченной задолженности по ранее взятым банковским кредитам считается главной причиной, по которой в России сохраняется вероятность формирования "второй волны" финансового кризиса.
"На данный момент, вероятность "второй волны" существенно снизилась, так как экономика все же демонстрирует признаки не только стабилизации, но восстановления, ― полагает Михаил Завараев из "Арбат Капитала". ― Я не думаю, что у российских компаний возникнут трудности с погашением оставшейся части ранее взятых кредитов. Конечно, какие-то компании не смогут их погасить. Но это нормальный процесс даже для благополучных времен, не то что в кризис. Да, просрочка будет расти, но я не думаю, что она может оказаться критичной для банковской системы в целом".
По данным Банка России, объем просроченной задолженности по банковским кредитам компаниям увеличился в России с начала года примерно в 2,5 раза, по кредитам частным лицам ― более чем в 1,5 раза.