Начало осени - традиционное время для обновления программ российских телеканалов. Руководитель "Ленкома" Марк Захаров - о том, что значит телеканал "Культура" для России и для него лично.
Новый телесезон на "Культуре" стартует 14 сентября. Как и в прежние годы, по большей части здесь собираются говорить о российском театре, однако подмостки других стран, пусть и куда более скромно, но все же будут показаны. По словам заместителя директора телеканала Натальи Карцовой, телеканал готовит "беспрецедентный для телевидения" проект "Великие театры мира" - о знаменитых драматических и музыкальных театрах.
А ближе к весне можно будет увидеть все части трилогии "Берег Утопии" Тома Стоппарда. Этот спектакль Российского молодежного театра в 2009 году получил "Золотую маску" в номинации "Событие года". Кроме того, планируются телеверсии новых постановок по пьесам Чехова Камы Гинкаса и Римаса Туминаса: грядет чеховское 150-летие.
Руководитель "Ленкома" Марк Захаров в эфире Радио Свобода признался в том, что раньше он скептически относился к телеканалу:
- Первые мои знакомства с телевизионным театром на канале "Культура" вызывали какой-то шок и безрадостность в душе. Я посмотрел "Взрослую дочь молодого человека" и "Без вины виноватые" - это было малобюджетное кино. С тех пор у меня была полоса в жизни, когда я шарахался от идеи перенести спектакль на экран – до тех пор, пока канал не достиг профессионализма. На "Культуре" появились такие режиссеры, как Олег Васильевич Коровяков, который снял и последние две работы "Ленкома" - "Город миллионеров" и "Женитьбу". Мне не хотелось обманывать телезрителей. Они должны понимать, что дело происходит в театре - там немножко иначе говорят и действуют, не так, как в реалистическом кинематографе. И вот появились режиссеры, которые это понимают...
Ценность телепоказа спектакля: актер уже ушел из жизни, но его работа осталась зафиксированной. По мнению Марка Захарова, Олег Янковский в гоголевской "Женитьбе" был блистателен:
- Застали мы его в тот момент, когда он уже понимал, что это один из последних спектаклей; зритель этого еще не понимал. На этом спектакле происходили процессы, связанные с энергией психики, и еще какие-то чудеса организма. Эти кадры - замечательный памятник великому артисту, которого по-настоящему любил народ. Его утрата - тяжелейшая потеря...
По гамбургскому счету, к продукции телеканала можно предъявить немало претензий. Однако сложилось так, что на фоне других "Культура" выглядит национальным сокровищем.
- Этому способствовали очень многие обстоятельства – и созидающего, и деградирующего характера, - полагает Марк Захаров. – Сейчас, если видишь по каналу "Культура", что бабочка медленно летит с одного дерева на другое, ты понимаешь, что ее не изуродуют. Что никто ей не свернет челюсть, тем более – голову. Что она долетит спокойно. Мы до конца не знаем, как воздействует такого рода изображение на нашу психику. Но я думаю, что воздействие это - очень сильное и до конца недооцененное. Потому что если увеличивать площадь экрана, изолировать человека и быстро менять страшные короткие броски, сюжеты, то можно постепенно найти тот резонанс с психикой, когда человек будет близок к эпилепсии. Я подозреваю, что вообще изображением можно и убить - так же, как и информацией вообще.
Новый телесезон на "Культуре" стартует 14 сентября. Как и в прежние годы, по большей части здесь собираются говорить о российском театре, однако подмостки других стран, пусть и куда более скромно, но все же будут показаны. По словам заместителя директора телеканала Натальи Карцовой, телеканал готовит "беспрецедентный для телевидения" проект "Великие театры мира" - о знаменитых драматических и музыкальных театрах.
А ближе к весне можно будет увидеть все части трилогии "Берег Утопии" Тома Стоппарда. Этот спектакль Российского молодежного театра в 2009 году получил "Золотую маску" в номинации "Событие года". Кроме того, планируются телеверсии новых постановок по пьесам Чехова Камы Гинкаса и Римаса Туминаса: грядет чеховское 150-летие.
Руководитель "Ленкома" Марк Захаров в эфире Радио Свобода признался в том, что раньше он скептически относился к телеканалу:
Мне не хотелось обманывать телезрителей. Они должны понимать, что дело происходит в театре - там немножко иначе говорят и действуют, не так, как в реалистическом кинематографе
- Первые мои знакомства с телевизионным театром на канале "Культура" вызывали какой-то шок и безрадостность в душе. Я посмотрел "Взрослую дочь молодого человека" и "Без вины виноватые" - это было малобюджетное кино. С тех пор у меня была полоса в жизни, когда я шарахался от идеи перенести спектакль на экран – до тех пор, пока канал не достиг профессионализма. На "Культуре" появились такие режиссеры, как Олег Васильевич Коровяков, который снял и последние две работы "Ленкома" - "Город миллионеров" и "Женитьбу". Мне не хотелось обманывать телезрителей. Они должны понимать, что дело происходит в театре - там немножко иначе говорят и действуют, не так, как в реалистическом кинематографе. И вот появились режиссеры, которые это понимают...
Ценность телепоказа спектакля: актер уже ушел из жизни, но его работа осталась зафиксированной. По мнению Марка Захарова, Олег Янковский в гоголевской "Женитьбе" был блистателен:
- Застали мы его в тот момент, когда он уже понимал, что это один из последних спектаклей; зритель этого еще не понимал. На этом спектакле происходили процессы, связанные с энергией психики, и еще какие-то чудеса организма. Эти кадры - замечательный памятник великому артисту, которого по-настоящему любил народ. Его утрата - тяжелейшая потеря...
По гамбургскому счету, к продукции телеканала можно предъявить немало претензий. Однако сложилось так, что на фоне других "Культура" выглядит национальным сокровищем.
- Этому способствовали очень многие обстоятельства – и созидающего, и деградирующего характера, - полагает Марк Захаров. – Сейчас, если видишь по каналу "Культура", что бабочка медленно летит с одного дерева на другое, ты понимаешь, что ее не изуродуют. Что никто ей не свернет челюсть, тем более – голову. Что она долетит спокойно. Мы до конца не знаем, как воздействует такого рода изображение на нашу психику. Но я думаю, что воздействие это - очень сильное и до конца недооцененное. Потому что если увеличивать площадь экрана, изолировать человека и быстро менять страшные короткие броски, сюжеты, то можно постепенно найти тот резонанс с психикой, когда человек будет близок к эпилепсии. Я подозреваю, что вообще изображением можно и убить - так же, как и информацией вообще.