Ссылки для упрощенного доступа

Ставка снижается - кредиты не дешевеют


Снижение ставок ЦБ и восстановление потребительского спроса в конце года могут подстегнуть инфляцию
Снижение ставок ЦБ и восстановление потребительского спроса в конце года могут подстегнуть инфляцию
С 15 сентября российский Центробанк снизил ставку рефинансирования на 0,25 процентных пункта, до 10,5 процента годовых. . Как это повлияет на экономику страны? Об этом в интервью РС рассказали Михаил Завараев ("Арбат Капитал") и Элина Рыбакова (Citigroup).


Снижение ставки рефинансирования обычно ведет (по меньшей мере, теоретически) к удешевлению кредитов и увеличению объемов их выдачи. Это может способствовать ускорению экономического роста. Но и росту цен тоже, поэтому для сдерживания инфляции ставку приходится, наоборот, повышать. За полтора года (с июня 2007 года по декабрь 2008-го) российский ЦБ поднял ее с 11 до 13 процентов годовых. Для сравнения, Федеральная резервная система США в декабре прошлого года снизила этот показатель до самого низкого в истории "коридора" от 0 до 0,25 процента, а Европейский центробанк с января по май 2009 года уменьшил ставку с 2 до 1 процента годовых.


Такая существенная разница между показателями объясняется тем, что годовой темп инфляции в России стабильно превышает 10 процентов, тогда как развитые страны, наоборот, в последний год столкнулись с падением потребительских цен. Во время российской гиперинфляции 1993-1994 годов, например, ставка рефинансирования ЦБ составляла 200 процентов и больше.


Деньги дорогие, кредиты дешевые

Вплоть до осени прошлого года удорожание средств ЦБ не мешало снижению ставок по кредитам частному сектору благодаря тому, что банкам удавалось одалживать деньги за рубежом гораздо дешевле. Но после краха инвестбанка Lehman Brothers мировые финансовые рынки закрылись. Ставка ЦБ, на которую в докризисные времена ориентировались разве что для определения доходности депозитов, снова стала определять стоимость денег в экономике — кроме как из Центробанка, привлечь деньги банкам стало неоткуда. А тот, стремясь сдержать приток рублей на валютный рынок во время плавной девальвации, в течение ноября поднял ставку на 2 процентных пункта, к уровням 2004-2005 годов.


Снижение ставки, призванное увеличить приток кредитов в экономику, ЦБ начал в конце апреля. За четыре месяца она "похудела" с 13 до 10,5 процента. Но, по мнению опрошенных Радио Свобода экспертов, на кредитовании реального сектора это если и отразилось, то весьма незначительно. Завышенные ставки и сокращение объемов кредитования, которые мы наблюдаем в этом году, объясняются не столько высокой ставкой ЦБ, сколько неверием банков в то, что заемщики смогут вернуть кредиты, уверен аналитик инвестиционной компании "Арбат Капитал" Михаил Завараев. Ставки по кредитам, конечно, понизятся, говорит он, но только когда банки увидят реальное улучшение экономической обстановки.


Аналитик "Арбат Капитала" приводит цифры: если в апреле, по данным ЦБ, средняя ставка по кредитам до года для физических лиц составляла 30,3 процента годовых, то в июне она снизилась до 28,8 процента. Однако ставки по долгосрочным кредитам за то же время выросли с 22 до 25 процентов.


Страдающие от роста просрочки по ранее выданным кредитам и дефицита "длинных" денег банки еще не готовы рисковать. Так что существенная часть привлекаемых банками в ЦБ средств наверняка окажется на финансовом рынке, так и не попав в реальный сектор экономики, полагает главный экономист Citigroup по России и странам СНГ Элина Рыбакова. Поэтому ЦБ до какого-то момента может снижать ставку, не опасаясь подтолкнуть цены вверх.


Вплоть до недавнего времени в Citigroup предполагали, что ниже 10,5 процента до конца года ставка рефинансирования не опустится. "Представители ЦБ на протяжении последних недель неоднократно заявляли о намерении продолжать аккуратное снижение ставки. Поэтому, возможно, мы будем пересматривать свой прогноз, — пояснила корреспонденту Радио Свобода г-жа Рыбакова. — Но мы также будем следить за инфляцией. И если наши прогнозы о начале восстановления потребительского спроса в октябре-ноябре подтвердятся, то снижение ставки будет способствовать росту цен".


Цены вырастут по осени

Впрочем, в этом году ставка рефинансирования послужит скорее индикатором намерений ЦБ, чем двигателем инфляции, отмечает Элина Рыбакова. Гораздо большее влияние на цены окажет госбюджет, структура расходов которого способствует бурному росту цен в конце года даже больше, чем обычно.


"В первом квартале власти почти ничего из бюджета не тратили, да и антикризисного бюджета как такового еще не было, ― объясняет главный экономист Citi. ― В мае расходы начали набирать обороты, и к концу июня план (по расходам) был выполнен на 30-35 процентов". Таким образом, осенью и зимой в экономику поступит гораздо больше денег, чем в начале года. Доля капитальных трат (например, на строительство тех же дорог) в бюджете невелика, напоминает Элина Рыбакова. А значит, львиная доля госсредств, полученная населением в виде пенсий, пособий и зарплат от получивших помощь предприятий, в итоге окажется на потребительском рынке. Это неминуемо подстегнет рост цен, так что надеяться на резкий спад инфляции вряд ли стоит. По итогам года, полагает экономист, цены вырастут примерно на 12,5 процента. За первые восемь месяцев года, напомним, инфляция в России составила 8,1 процента.


На внешнем фоне

Но каким бы ни был сценарий развития событий в российской экономике, определяется он исключительно состоянием экономики мировой. "Мы целиком и полностью завязаны на внешнюю конъюнктуру, ― констатирует главный экономист Citigroup в Москве. ― Для того, чтобы от нее как-то оторваться, особенно в позитивную сторону, властям нужно приложить воистину нечеловеческие усилия. Никаких существенных преобразований мы с начала кризиса не видели, так что надеяться на кардинальное улучшение ситуации вряд ли стоит. С другой стороны, начало 2009 года показало, что правительство реагирует на внешний кризис пусть не всегда оперативно, но вполне адекватно. Так что резкое ухудшение обстановки при текущем уровне цен на нефть тоже маловероятно".


В Citigroup пока что ожидают, что до конца 2010 года цены на нефть останутся в нынешнем коридоре — от 65 до 75 долларов за баррель. Обвал ниже 50 долларов за баррель, по мнению Элины Рыбаковой, может быть вызван каким-то глобальным шоком масштабов прошлогоднего краха Lehman Brothers. Если это все-таки произойдет, то Россия окажется в том же непростом положении, что и в феврале этого года. Только ни финансового, ни политического ресурса для спасения банков и корпораций в прежних объемах не будет уже ни у правительства России, ни у других стран.

XS
SM
MD
LG