В Петербурге подведены итоги первого этапа конкурса памятника рок-музыканту Виктору Цою. Предполагается, что монумент будет установлен в Московском районе города летом 2010 года - к двадцатой годовщине гибели Цоя. Жюри отобрало из десятков предложенных самые сильные эскизы и проекты. Алюминиевый огурец в финал не прошел.
Сначала под угрозой уничтожения оказалась легендарная "Камчатка", котельная на улице Блохина, где работал музыкант и где возник неофициальный музей Виктора Цоя с его главным экспонатом - гитарой, подаренной музею вдовой Цоя Марьяной. "Камчатку" после многих волнений и страстных выступлений поклонников музыканта отстояли, причем бывшая котельная, где Цой числился оператором всего около 2 лет, удостоилась высочайшего посещения губернатора и городских чиновников, Валентина Матвиенко торжественно заверила, что культовое место бережно сохранят, в дальнейшем сделав частью Центра современного искусства.
А вот с идеей памятника культовому музыканту оказалось сложнее. Много лет памятник пытались установить в Москве, затем усилия были перенесены в Петербург. Правда, многих напугала пиар-акция, когда этим летом во дворе кинотеатра "Аврора" была выставлена гипсовая скульптура Цоя-мотоциклиста работы скульптора Андрея Благовестнова. Рок-идол, никогда не выказывавший особого пристрастия к мотоциклу, сидит босиком на этом транспортном средстве, у которого, к тому же, разбита фара. Этот памятник не имеет отношения к конкурсу, он был создан 7 лет назад в Москве и так и не нашел себе места.
Конкурс на создание памятника стартовал 10 апреля; на этапе приема эскизов Фондом памяти Виктора Цоя были зарегистрированы 34 работы. Из них по завершении первого тура осталось 11 проектов. Исключенным оказался и курьезный проект памятника в виде огурца на брезентовом постаменте. Но теперь, кроме выбора лучшего проекта, остается не менее важная проблема: где установить памятник. Пока предложено 7 площадок, все в Московском районе, где родился Виктор Цой. Обсуждается и ближайшее окружение памятника - например, есть идея за спиной скульптуры поставить фрагмент стены. Ведь можно предположить, что фанаты все равно распишут памятник своими надписями, так пусть уж лучше они будут на специальной стене. Памятник предполагается установить к 20-летию гибели Виктора Цоя - 15 августа 2010 года.
Эти планы прокомментировал член правления Фонда памяти Виктора Цоя, составитель самой полной биографии музыканта, писатель Александр Житинский:
- Завершился первый этап. Жюри, немножко расширенное за счет членов Союза художников и архитекторов, рассмотрело работы - сначала через проектор, на экране в виде фотографий, потом макеты. Сначала отбросило те работы, которые не вызвали желания их обсуждать, осталось всего 13 работ, из которых потом было исключено всего лишь две. Но, кроме того, на втором этапе решили, что мы допустим встречную подачу дополнительных работ.
Всегда хочется лучшего. Вдруг кто-нибудь еще придет? Просто многие не успевшие профессионалы потом звонили, жаловались, что они хотели бы поучаствовать, но, увы, узнали о конкурсе уже очень поздно, когда прием работ был прекращен. Поэтому пускай попробуют. Важно понять, каким мы хотим видеть этот памятник, и какой образ нам ближе. Мне кажется, насколько я знал Виктора и каким он был, ближе его сдержанный облик, углубленный в себя, образ поэта, отчасти философа - ничего показного. Он вообще был минималистом и по одежде, и по поведению на сцене, он просто стоял на сцене неподвижно и пел, а энергия его была очень сильная, она возбуждала зал. Поэтому мне понравился самый простой проект, где Цой, без всякой гитары просто стоит и смотрит в небо. Он об этом много пел, думал - и о том, что между землей и небом война, и о звездах. Это мое предпочтение.
Были очень неплохие работы, где Цой изображен на сцене с гитарой. Пока сейчас первое место заняла работа, которая понравилась и фанатам группы "Кино", поклонникам Цоя, которые бурно обсуждали варианты. В интернете все было выставлено, все обсуждалось, и было голосование, итоги которого, в общем, совпали с итогами голосования жюри. Эта работа достаточно романтичная: Цой стоит на каком-то круге, который можно принять за солнце. Цой, стоящий на солнце, - мне это не нравится, в этом слишком много пафоса, но, тем не менее, идея очень броская: герой, романтик. Пока победил именно этот образ романтического героя, а не образ углубленного в себя человека.
Сначала под угрозой уничтожения оказалась легендарная "Камчатка", котельная на улице Блохина, где работал музыкант и где возник неофициальный музей Виктора Цоя с его главным экспонатом - гитарой, подаренной музею вдовой Цоя Марьяной. "Камчатку" после многих волнений и страстных выступлений поклонников музыканта отстояли, причем бывшая котельная, где Цой числился оператором всего около 2 лет, удостоилась высочайшего посещения губернатора и городских чиновников, Валентина Матвиенко торжественно заверила, что культовое место бережно сохранят, в дальнейшем сделав частью Центра современного искусства.
Он вообще был минималистом и по одежде, и по поведению на сцене, он просто стоял на сцене неподвижно и пел, а энергия его была очень сильная, она возбуждала зал
А вот с идеей памятника культовому музыканту оказалось сложнее. Много лет памятник пытались установить в Москве, затем усилия были перенесены в Петербург. Правда, многих напугала пиар-акция, когда этим летом во дворе кинотеатра "Аврора" была выставлена гипсовая скульптура Цоя-мотоциклиста работы скульптора Андрея Благовестнова. Рок-идол, никогда не выказывавший особого пристрастия к мотоциклу, сидит босиком на этом транспортном средстве, у которого, к тому же, разбита фара. Этот памятник не имеет отношения к конкурсу, он был создан 7 лет назад в Москве и так и не нашел себе места.
Конкурс на создание памятника стартовал 10 апреля; на этапе приема эскизов Фондом памяти Виктора Цоя были зарегистрированы 34 работы. Из них по завершении первого тура осталось 11 проектов. Исключенным оказался и курьезный проект памятника в виде огурца на брезентовом постаменте. Но теперь, кроме выбора лучшего проекта, остается не менее важная проблема: где установить памятник. Пока предложено 7 площадок, все в Московском районе, где родился Виктор Цой. Обсуждается и ближайшее окружение памятника - например, есть идея за спиной скульптуры поставить фрагмент стены. Ведь можно предположить, что фанаты все равно распишут памятник своими надписями, так пусть уж лучше они будут на специальной стене. Памятник предполагается установить к 20-летию гибели Виктора Цоя - 15 августа 2010 года.
Эти планы прокомментировал член правления Фонда памяти Виктора Цоя, составитель самой полной биографии музыканта, писатель Александр Житинский:
- Завершился первый этап. Жюри, немножко расширенное за счет членов Союза художников и архитекторов, рассмотрело работы - сначала через проектор, на экране в виде фотографий, потом макеты. Сначала отбросило те работы, которые не вызвали желания их обсуждать, осталось всего 13 работ, из которых потом было исключено всего лишь две. Но, кроме того, на втором этапе решили, что мы допустим встречную подачу дополнительных работ.
Всегда хочется лучшего. Вдруг кто-нибудь еще придет? Просто многие не успевшие профессионалы потом звонили, жаловались, что они хотели бы поучаствовать, но, увы, узнали о конкурсе уже очень поздно, когда прием работ был прекращен. Поэтому пускай попробуют. Важно понять, каким мы хотим видеть этот памятник, и какой образ нам ближе. Мне кажется, насколько я знал Виктора и каким он был, ближе его сдержанный облик, углубленный в себя, образ поэта, отчасти философа - ничего показного. Он вообще был минималистом и по одежде, и по поведению на сцене, он просто стоял на сцене неподвижно и пел, а энергия его была очень сильная, она возбуждала зал. Поэтому мне понравился самый простой проект, где Цой, без всякой гитары просто стоит и смотрит в небо. Он об этом много пел, думал - и о том, что между землей и небом война, и о звездах. Это мое предпочтение.
Были очень неплохие работы, где Цой изображен на сцене с гитарой. Пока сейчас первое место заняла работа, которая понравилась и фанатам группы "Кино", поклонникам Цоя, которые бурно обсуждали варианты. В интернете все было выставлено, все обсуждалось, и было голосование, итоги которого, в общем, совпали с итогами голосования жюри. Эта работа достаточно романтичная: Цой стоит на каком-то круге, который можно принять за солнце. Цой, стоящий на солнце, - мне это не нравится, в этом слишком много пафоса, но, тем не менее, идея очень броская: герой, романтик. Пока победил именно этот образ романтического героя, а не образ углубленного в себя человека.