Монастырская археология начала развиваться в России не так давно. Один из интереснейших объектов для ученых – Соловецкий монастырь. Раскопки последнего десятилетия показали, как монастырская культура оказалась связанной с лагерной жизнью советских заключенных.
В советский период в России было два основных направления археологии – археология древнерусского города и археология сельских поселений и могильников. Монастырская, церковная археология не были развиты. Во-первых, советская наука, как и власть, церковь не жаловала. А во-вторых, многие монастыри возникли во время активного развития письменности на Руси. Да и сами они во многом играли роль культурных и образовательных центров. Поэтому в них сохранилось достаточно письменных источников, с помощью которых, как считалось, вполне можно восстановить исторический контекст. И лишь в последние десятилетия, когда в монастырях начали активно работать археологи, раскопки дали ценнейшие сведения.
О том, что ученым удалось выяснить на Соловках, рассказал в эфире Радио Свобода старший научный сотрудник института археологии РАН Владимир Буров: "Как показал опыт, археология дополняет письменные источники, идет взаимопроверка. Иногда то, что есть в письменных источниках, не отражено в земле, а то, что мы находим в земле, этого тоже нет в письменных источниках. И когда мы совмещаем, получаются совершенно неожиданные выводы. Мой принцип на Соловках - изучать все слои, начиная с ХХ века".
Соловецкий монастырь был основан в XV веке. Но пока ученым удалось обнаружить свидетельства и предметы быта монахов, начиная только с XVI века, когда развернулось гигантское строительство при игумене Филиппе Колычеве, будущем митрополите Московском. Собственно, с этого века и начинается накопление археологических остатков.
Постепенно на Соловках появилось свое производство: кузницы, ремонтные и пошивочные мастерские. В XIX веке на северном берегу Святого озера заработал гончарный завод, выпускющий посуду - от цветочных горшков до столовой. Вся она была с клеймами Соловецкого монастыря: две буквы СМ или "Солмон", то есть Соловецкий монастырь. И для изучения всей керамической коллекции археологам предстоит еще большая работа.
В 1920-м году монастырь указом советской власти был ликвидирован, ценности и запасы продовольствия реквизированы. Монахов отправили "на перековку": на Соловках был создан совхоз, в котором бывшие монахи должны были стать настоящими, сознательными рабочим. А уже с 1923 года на территории монастыря был организован СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения. И новые поселенцы начали осваивать многовековой уклад монастырской жизни. На Соловках добровольно, вместе с заключенными работали монахи, они даже обучали их в своих бывших мастерских.
От тех времен случайно во время строительных работ на окраине поселка нашли какое-то скопление железа. Оказалось – около пятисот топоров и еще множество других инструментов. На следующий год археологи раскопали почти целиком на кузницу 1920-х годов. В это время на Соловках строилась узкоколейка, чтобы вывозить лес с Соловков из глубины к причалу. И эта кузница обеспечивала работу строительства узкоколейки.
"В 2009-м году на Соловках должна открыться экспозиция, посвященная ГУЛАГу, - рассказывает Владимир Буров. - Его организуют в одном из бараков на территории поселка. Я надеюсь, что некоторые экспонаты из наших раскопок туда поступят, в том числе и брикеты, которые мы взяли. А вообще археология ГУЛАГа - это отдельное направление. Там были такие любопытные находки, как пломбы. Пломбы, которыми опечатывали помещения, двери, складские помещения. Там же все учитывалось, охранялось, запечатывались, свинцовыми пломбами. А эти пломбы имели надписи УСЛОН, например, УСЛОН ОГПУ - Управление северными лагерями особого назначения. Эти вещи для науки представляют огромный интерес, потому что по сути это первые находки сфрагистики советского периода. Мы знаем, что сфрагистика – наука, которая изучает печати и пломбы, в основном позднего Средневековья, Нового времени. А в этом случяае мы располагаем уникальной сфрагистической коллекцией советского времени."
Особая, трагическая роль Соловков, ставших в СССР символом террора новой власти, в каком-то смысле была уготована им историей. Дело в том, что у Соловецкого монастыря, как считает Владимир Буров, с самых первых лет образования был особый статус: "Из новгородских грамот следует, что в 1468 году Соловецкий монастырь был основан как монастырь нового типа – общегосударственный. А уже позднее, когда 1566 году Филипп, приглашенный Иваном Грозным, едет в Москву на кафедру, чтобы стать митрополитом, то он пишет письма по дороге на Соловки, и в этих письмах он дает инструкцию, за что молиться. В прямом смысле идут тексты молитв, за что молиться: за здравие государя, за здравие его семьи, за то, чтобы враги припали к ногам государя и так далее. И причем не просто молиться, а молиться соборно и келейно. То есть каждая келья, каждый монах денно и нощно обязан был молиться за государя. То есть Соловки со времен игумена Филиппа становятся государевым богомольем."
И видимо потому следы "государевых" и государственных битв до сих хранит в себе Соловецкая земля.
Этот материал – фрагмент аналитического журнала Ирины Лагуниной "Время и мир". Полностью его материалы можно прочесть и прослушать здесь.
В советский период в России было два основных направления археологии – археология древнерусского города и археология сельских поселений и могильников. Монастырская, церковная археология не были развиты. Во-первых, советская наука, как и власть, церковь не жаловала. А во-вторых, многие монастыри возникли во время активного развития письменности на Руси. Да и сами они во многом играли роль культурных и образовательных центров. Поэтому в них сохранилось достаточно письменных источников, с помощью которых, как считалось, вполне можно восстановить исторический контекст. И лишь в последние десятилетия, когда в монастырях начали активно работать археологи, раскопки дали ценнейшие сведения.
О том, что ученым удалось выяснить на Соловках, рассказал в эфире Радио Свобода старший научный сотрудник института археологии РАН Владимир Буров: "Как показал опыт, археология дополняет письменные источники, идет взаимопроверка. Иногда то, что есть в письменных источниках, не отражено в земле, а то, что мы находим в земле, этого тоже нет в письменных источниках. И когда мы совмещаем, получаются совершенно неожиданные выводы. Мой принцип на Соловках - изучать все слои, начиная с ХХ века".
Соловецкий монастырь был основан в XV веке. Но пока ученым удалось обнаружить свидетельства и предметы быта монахов, начиная только с XVI века, когда развернулось гигантское строительство при игумене Филиппе Колычеве, будущем митрополите Московском. Собственно, с этого века и начинается накопление археологических остатков.
Постепенно на Соловках появилось свое производство: кузницы, ремонтные и пошивочные мастерские. В XIX веке на северном берегу Святого озера заработал гончарный завод, выпускющий посуду - от цветочных горшков до столовой. Вся она была с клеймами Соловецкого монастыря: две буквы СМ или "Солмон", то есть Соловецкий монастырь. И для изучения всей керамической коллекции археологам предстоит еще большая работа.
Археология ГУЛАГа - это отдельное направление
В 1920-м году монастырь указом советской власти был ликвидирован, ценности и запасы продовольствия реквизированы. Монахов отправили "на перековку": на Соловках был создан совхоз, в котором бывшие монахи должны были стать настоящими, сознательными рабочим. А уже с 1923 года на территории монастыря был организован СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения. И новые поселенцы начали осваивать многовековой уклад монастырской жизни. На Соловках добровольно, вместе с заключенными работали монахи, они даже обучали их в своих бывших мастерских.
От тех времен случайно во время строительных работ на окраине поселка нашли какое-то скопление железа. Оказалось – около пятисот топоров и еще множество других инструментов. На следующий год археологи раскопали почти целиком на кузницу 1920-х годов. В это время на Соловках строилась узкоколейка, чтобы вывозить лес с Соловков из глубины к причалу. И эта кузница обеспечивала работу строительства узкоколейки.
"В 2009-м году на Соловках должна открыться экспозиция, посвященная ГУЛАГу, - рассказывает Владимир Буров. - Его организуют в одном из бараков на территории поселка. Я надеюсь, что некоторые экспонаты из наших раскопок туда поступят, в том числе и брикеты, которые мы взяли. А вообще археология ГУЛАГа - это отдельное направление. Там были такие любопытные находки, как пломбы. Пломбы, которыми опечатывали помещения, двери, складские помещения. Там же все учитывалось, охранялось, запечатывались, свинцовыми пломбами. А эти пломбы имели надписи УСЛОН, например, УСЛОН ОГПУ - Управление северными лагерями особого назначения. Эти вещи для науки представляют огромный интерес, потому что по сути это первые находки сфрагистики советского периода. Мы знаем, что сфрагистика – наука, которая изучает печати и пломбы, в основном позднего Средневековья, Нового времени. А в этом случяае мы располагаем уникальной сфрагистической коллекцией советского времени."
Особая, трагическая роль Соловков, ставших в СССР символом террора новой власти, в каком-то смысле была уготована им историей. Дело в том, что у Соловецкого монастыря, как считает Владимир Буров, с самых первых лет образования был особый статус: "Из новгородских грамот следует, что в 1468 году Соловецкий монастырь был основан как монастырь нового типа – общегосударственный. А уже позднее, когда 1566 году Филипп, приглашенный Иваном Грозным, едет в Москву на кафедру, чтобы стать митрополитом, то он пишет письма по дороге на Соловки, и в этих письмах он дает инструкцию, за что молиться. В прямом смысле идут тексты молитв, за что молиться: за здравие государя, за здравие его семьи, за то, чтобы враги припали к ногам государя и так далее. И причем не просто молиться, а молиться соборно и келейно. То есть каждая келья, каждый монах денно и нощно обязан был молиться за государя. То есть Соловки со времен игумена Филиппа становятся государевым богомольем."
И видимо потому следы "государевых" и государственных битв до сих хранит в себе Соловецкая земля.
Этот материал – фрагмент аналитического журнала Ирины Лагуниной "Время и мир". Полностью его материалы можно прочесть и прослушать здесь.