В Центральном доме журналиста состоялась презентация книги Игоря Сутягина. Ученый уже почти десять лет отбывает наказание за государственную измену. Между тем правозащитная организация Amnesty Intenational в 2004 году признала Сутягина узником совести.
Книга Игоря Сутягина "На полпути к сибирским рудам" вышла тысячным тиражом в издательстве "Права человека". Как рассказали родители автора Светлана и Вячеслав Сутягины, в ее создании принимали участие многие: это сборник рассказов и новелл, которые Игорь Сутягин пересылал в письмах из архангельской колонии строгого режима родным и близким. Одни из них описывают судебный процесс, другие – суровую природу Архангельска. Есть в книге и философские размышления, навеянные местом пребывания - тюрьмой. Предисловие к книге написал писатель Виктор Шендерович.
- Сервантес тоже написал своего "Дон Кихота" в тюрьме, - сказал, открывая презентацию, ответственный секретарь Общественного комитета в защиту ученых Эрнст Черный. - То, что Сутягин написал эту книгу, показывает, насколько он свободен, даже находясь в тюрьме. В какой-то мере, издавая и читая его книгу, мы помогаем ему оставаться свободным.
- Создание этой книги, можно сказать, труд многих людей, - говорит мать осужденного Светлана Сутягина. - Нам пересылали его письма с рассказами и очерками все, кому он писал. Он начал писать рассказы своим детям, когда не смог рассказывать им сказки... Затем стал писать очерки. Сначала отрывки стала издавать газета "30 октября", затем "Новая газета"... Последний рассказ пришел вчера и поэтому не вошел в книгу. В нем Игорь пишет о том, что понял, что тюрьму характеризуют две вещи - чувство униженности и чувство отчетливого бессилия; это суть лишения свободы... "Если на воле свобода - осознанная необходимость, то в тюрьме - осознананная неизбежность. Человек должен бороться", - пишет Игорь.
- Мы долго думали над тем, нужно ли публично презентовать эту книгу, - продолжает Светлана Сутягина. - Потому что не секрет, что после этого на зоне он может быть подвергнут репрессиям. И мы спросили у самого Игоря, вчера удалось поговорить с ним. Он ответил: "Пожалуйста, не молчите. Репресии не страшны".
- Я должен покаяться в одном грехе, - начал эколог профессор Алексей Яблоков. - Накануне ареста Сутягина 25 ноября ко мне пришел американский исследователь Джордж Хендлер и сказал, что у него в связи с делом Сутягина изъят компьютер, проведен обыск. Надо было немедленно предать это дело огласке. Однако меня попросили - не надо... Хендлер, конечно, быстро уехал, а Сутягина арестовали. Это мне урок на всю жизнь. В следующий раз я молчать не буду.
- Семья была очень напугана. Я услышала плач детей у двери подъезда. Дети до сих пор боятся усатых мужчин, один из которых проводил обыск, - вспомнила те дни Светлана Сутягина.
Правозащитник Людмила Алексеева отметила, что Сутягин наивно верил в то, что сможет доказать свою невиновность. Он считал, что суд присяжных его оправдает.
Адвокат Игоря Сутягина Анна Ставицкая напомнила, как надежды Сутягина не оправдались:
- Благодаря расследованию Андрея Солдатова и Ирины Бороган удалось выяснить, что в коллегию присяжных был внедрен сотрудник Службы внешней разведки. Другое, на что мне хотелось бы обратить внимание - присяжные положительно ответили на вопрос о том, что Сутягин передавал сведения иностранцам. Но они не признавали того, что эти сведения были секретными. По всем этим обстоятельствам дела Игоря Сутягина уже очень давно подана жалоба в Европейский суд. Она была признана приемлемой и в ближайшее время можно ожидать решения по существу.
Напомним, Игорь Сутягин, заведующий сектором в отделе военно-политических исследований Института США и Канады РАН, на суде не отрицал, что передавал информацию иностранцам, но доказывал, что брал ее из открытых источников.
Следователь пообещал с "Красной звездой" разобраться отдельно и заявил, что Игорь разгласил секретные сведения
- Игорь готовил докторскую диссертацию на тему "Военно-морская стратегия США", - рассказал корреспонденту РС отец Игоря Сутягина Вячеслав Сутягин. - Он не отрицал того, что издал справочник по ядерным вооружениям СССР и России. В справочнике были упомянуты технические характеристики ракеты "стилет". Следователь, который вел его дело, заявил, что данные о характеристиках этой ракеты являются секретными. Тогда Игорь отослал следователя к газете "Красная звезда", которая опубликовала интервью с командующим стратегическими ракетными войсками, обнародовавшим эту информацию. Следователь пообещал с "Красной звездой" разобраться отдельно и заявил, что Игорь разгласил секретные сведения.
- Если предположить, что все это - лишь повод для ареста, то какова, по-вашему, причина?
- Можно только предполагать. Игоря готовили к работе в русско-американской комиссии по разоружению, которая должна была работать в Женеве. С американской стороны в ней были ученые, а с нашей - дипломаты. И Игоря должны были привлечь как ученого. Но комиссия свернула работу. Может быть, его готовили к работе в ней для службы родине, так сказать, особого рода.
- А что произошло со справочником по вооружениям?
- Весь его тираж был арестован. Но затем его вернули. Справочник на английском языке и сегодня продается в США, - сказал Вячеслав Сутягин.
Игорю Сутягину удаются не только справочники. Директор музея имени Сахарова Юрий Самодуров отметил, что читал и перечитывал "На полпути к сибирским рудам". Проза ученого поразила правозащитника, и он считает, что в России появился новый писатель. Как стало известно корреспонденту РС, Сутягин - не единственный осужденный ученый, которому нравится писать. Еще двое физиков, осужденных по "шпионским" статьям, работают над планами развития областей, в которых отбывают наказание.