В Москве на 62-м году жизни скончался кинорежиссер Иван Дыховичный.
Сообщается, что в последнее время он тяжело болел. Несколько лет назад у Дыховичного было найдено онкологическое заболевание лимфатической системы.
Среди самых известных режиссерских работ Дыховичного - фильмы "Женская роль", "Черный монах", "Прорва", "Копейка", "Музыка для декабря", документальный фильм "Роковая война. Фотографии бездны". Последний фильм режиссера "Европа - Азия" был представлен в основной программе кинофестиваля "Кинотавр"-2009.
Иван Дыховичный был другом Владимира Высоцкого, ему посвящена детская поэма "Про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Духовичного".
Иван Дыховичный был частым гостем Радио Свобода. Недавно журнал "Большой город" устроил акцию, когда инвалиды-колясочники и здоровые люди на инвалидных колясках вместе проделали путь от метро "Кутузовская" до метро "Киевская". Дыховичный принимал участие в этой акции, а впоследствии рассказал о ней в программе "Свобода в клубах" "Инвалиды в большом городе":
- Меня поразило, что ни у кого из прохожих не было сочувствия к этим людям, какой-то разделенности. Все понимают, что в жизни бывает разное и ни один человек не избавлен от того, что он может стать инвалидом, каждый человек может стать больным. Мне кажется, что общество определяется по тому, как оно сочувствует людям. И я был очень смущен этим, даже очень расстроен, я бы сказал. Никто не подошел, не поинтересовался. Нет, даже скорее отворачивались, не хотели видеть это. Было даже презрение какое-то. Я видел, что милиция... Когда мы подъехали и попросили, чтобы нас перевели через дорогу, они сказали, что это правительственная трасса. Но функция правительства – нам помогать, и они должны участвовать в нашей жизни, скажу больше. И меня это сразило. Молодой человек, плотного сложения, спортсмен, милиционер, сказал: "Что вы, никогда, вы не можете здесь переехать улицу". Ну, может быть, я наивный человек, но я прожил большую жизнь и видел разное. Я помню послевоенные годы, 1950-е годы, тогда к инвалидам было намного лучше отношение. Их было больше, потому что после войны было много инвалидов войны. И вообще у нас страна такая – много было войн, много было калек, много было брошенных людей.
В итоговой программе "Мифы и репутации" за 2008 год Иван Дыховичный дал свою оценку памятным культурным событиям:
- Засилье очень второстепенной, второго вкуса ужасной культуры, особенно, в кино. Много таких подражательных и очень плохого вкуса явлений. Картины были ужасные просто. Нормальному человеку это невозможно смотреть. И это потакается всячески, это развивается - это общая тенденция, мне кажется. Культура абсолютно связана с нравственным настроем людей. Потому что ударил кризис, но он еще не задел людей пока, не сильно. И тенденция такая очень, знаете, самая грязно буржуазная. Я не могу иными словами это описать... Публика, развращенная вот этим буржуазным, такого помола самого грубого, она даже перестала понимать смысл какой-то, не ловит никакие образы в картинах, не читает какой-то двойной смысл, не считывает ничего. Перестали вообще понимать искусство. Мне кажется, что такая тенденция за последние 10 лет привела к полной деградации разума. И разума, и сознания. Но это явно пройдет. Взрослые люди из зала спрашивают: а что это такое? И неудобно даже объяснять. Вот такая тенденция. Общий политический настрой в государстве - он такой жандармский. И руководство странное. Оно ведет себя, как крепостные помещики. Как они ездят по дорогам, как они к нам относятся, как они рассуждают. И абсолютный возврат к тоталитарной системе, робкий такой, но все слышно.
Иван Дыховичный был гостем нескольких выпусков программы "Энциклопедия русской души".
Программа "Страх любви":
- Я никогда не боялся последствий любви, как бы я сказал, или атрибутов любви. Я выбирал самых трудных людей, это был мой выбор. Но с человеком сложным, с человеком неоднозначным, с интересным человеком ты получишь вместе с удивительной историей отношений и взаимоотношений и гаммой чувств, ты получишь очень много неожиданностей. И в этих неожиданностях не все благополучно, в них люди, бывает, сомневаются, люди себе не верят, люди думают, что им это не нужно, пугаются чего-то. И ты переживаешь иногда самые страшные минуты, связанные, мне кажется, с любовью. Я никогда бы ни на что не променял эти мгновения, на самом деле. Потому что ты себя ощущаешь, только когда ты любишь на самом деле до конца. В тебе открываются такие странные вещи, в тебе открывается другой потолок какой-то.
Программа "Коктебель - mon amour":
- Я могу поделиться страшным опытом. Я снимаю кино, я всю жизнь записываю какую-то натуру, которую запоминаю - дом или калитка, или забор, или какую-то деталь жизни. И у меня огромный был список этого. Но, к сожалению, с годами все исчезает. Наш город Москва превратился... я ни одного не могу найти кадра, который я записал себе в дневнике. У меня большая такая летопись... Как сказал один замечательный человек, греческое сознание никогда не восприняло бы Венеру без рук, потому что это было уродство. А мы воспринимаем, мы – вот осколки такие. И мы выкадровываем себе что-то. И из этого что-то получается. Мы вот сохраняем какие-то камешки, шкатулку, какую-то предметную часть. И из этого получается какая-то культура.
В программе "Человек дня" Иван Дыховичный представлял знаменитого актера Малькольма Макдауэлла:
- Макдауэлл, в принципе, человек и актер, который может сыграть что угодно, как говорят. Сама его личность больше, чем его профессия. Это случается с актерами нечасто. В основном мы знаем людей, которые легко перевоплощаются во что угодно, а вот здесь уникальная вещь. Это такая вот, я бы сказал, порода Габена или порода такого актера как Леонов в России, или Никулин в России. Казалось бы, такое специфическое, как говорят, лицо, яркое, абсолютно неспособное к абсолютному перевоплощению, но в то же время каждый раз находятся какие-то очень тонкие оттенки, которые дают человеку феноменальные шансы быть достоверным как личности и в то же время абсолютным попаданием даже в таких классических героев литературы, что очень трудно... Болконский в исполнении Макадуэлла в моей картине был бы очень жесткий, очень сухой, скрытный, неприятный сначала, безжалостный человек. Будет видно потом, что скрыта невероятная доброта, нечеловеческое такое мощное чувство. Это человек огромной силы. Это может сыграть только такой человек, как Макдауэлл, мне кажется.
Похороны Ивана Дыховичного состоятся во вторник.
Сообщается, что в последнее время он тяжело болел. Несколько лет назад у Дыховичного было найдено онкологическое заболевание лимфатической системы.
Среди самых известных режиссерских работ Дыховичного - фильмы "Женская роль", "Черный монах", "Прорва", "Копейка", "Музыка для декабря", документальный фильм "Роковая война. Фотографии бездны". Последний фильм режиссера "Европа - Азия" был представлен в основной программе кинофестиваля "Кинотавр"-2009.
Иван Дыховичный был другом Владимира Высоцкого, ему посвящена детская поэма "Про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Духовичного".
Иван Дыховичный был частым гостем Радио Свобода. Недавно журнал "Большой город" устроил акцию, когда инвалиды-колясочники и здоровые люди на инвалидных колясках вместе проделали путь от метро "Кутузовская" до метро "Киевская". Дыховичный принимал участие в этой акции, а впоследствии рассказал о ней в программе "Свобода в клубах" "Инвалиды в большом городе":
- Меня поразило, что ни у кого из прохожих не было сочувствия к этим людям, какой-то разделенности. Все понимают, что в жизни бывает разное и ни один человек не избавлен от того, что он может стать инвалидом, каждый человек может стать больным. Мне кажется, что общество определяется по тому, как оно сочувствует людям. И я был очень смущен этим, даже очень расстроен, я бы сказал. Никто не подошел, не поинтересовался. Нет, даже скорее отворачивались, не хотели видеть это. Было даже презрение какое-то. Я видел, что милиция... Когда мы подъехали и попросили, чтобы нас перевели через дорогу, они сказали, что это правительственная трасса. Но функция правительства – нам помогать, и они должны участвовать в нашей жизни, скажу больше. И меня это сразило. Молодой человек, плотного сложения, спортсмен, милиционер, сказал: "Что вы, никогда, вы не можете здесь переехать улицу". Ну, может быть, я наивный человек, но я прожил большую жизнь и видел разное. Я помню послевоенные годы, 1950-е годы, тогда к инвалидам было намного лучше отношение. Их было больше, потому что после войны было много инвалидов войны. И вообще у нас страна такая – много было войн, много было калек, много было брошенных людей.
В итоговой программе "Мифы и репутации" за 2008 год Иван Дыховичный дал свою оценку памятным культурным событиям:
Общий политический настрой в государстве - он такой жандармский. И руководство странное. Оно ведет себя, как крепостные помещики
- Засилье очень второстепенной, второго вкуса ужасной культуры, особенно, в кино. Много таких подражательных и очень плохого вкуса явлений. Картины были ужасные просто. Нормальному человеку это невозможно смотреть. И это потакается всячески, это развивается - это общая тенденция, мне кажется. Культура абсолютно связана с нравственным настроем людей. Потому что ударил кризис, но он еще не задел людей пока, не сильно. И тенденция такая очень, знаете, самая грязно буржуазная. Я не могу иными словами это описать... Публика, развращенная вот этим буржуазным, такого помола самого грубого, она даже перестала понимать смысл какой-то, не ловит никакие образы в картинах, не читает какой-то двойной смысл, не считывает ничего. Перестали вообще понимать искусство. Мне кажется, что такая тенденция за последние 10 лет привела к полной деградации разума. И разума, и сознания. Но это явно пройдет. Взрослые люди из зала спрашивают: а что это такое? И неудобно даже объяснять. Вот такая тенденция. Общий политический настрой в государстве - он такой жандармский. И руководство странное. Оно ведет себя, как крепостные помещики. Как они ездят по дорогам, как они к нам относятся, как они рассуждают. И абсолютный возврат к тоталитарной системе, робкий такой, но все слышно.
Иван Дыховичный был гостем нескольких выпусков программы "Энциклопедия русской души".
Программа "Страх любви":
- Я никогда не боялся последствий любви, как бы я сказал, или атрибутов любви. Я выбирал самых трудных людей, это был мой выбор. Но с человеком сложным, с человеком неоднозначным, с интересным человеком ты получишь вместе с удивительной историей отношений и взаимоотношений и гаммой чувств, ты получишь очень много неожиданностей. И в этих неожиданностях не все благополучно, в них люди, бывает, сомневаются, люди себе не верят, люди думают, что им это не нужно, пугаются чего-то. И ты переживаешь иногда самые страшные минуты, связанные, мне кажется, с любовью. Я никогда бы ни на что не променял эти мгновения, на самом деле. Потому что ты себя ощущаешь, только когда ты любишь на самом деле до конца. В тебе открываются такие странные вещи, в тебе открывается другой потолок какой-то.
Программа "Коктебель - mon amour":
- Я могу поделиться страшным опытом. Я снимаю кино, я всю жизнь записываю какую-то натуру, которую запоминаю - дом или калитка, или забор, или какую-то деталь жизни. И у меня огромный был список этого. Но, к сожалению, с годами все исчезает. Наш город Москва превратился... я ни одного не могу найти кадра, который я записал себе в дневнике. У меня большая такая летопись... Как сказал один замечательный человек, греческое сознание никогда не восприняло бы Венеру без рук, потому что это было уродство. А мы воспринимаем, мы – вот осколки такие. И мы выкадровываем себе что-то. И из этого что-то получается. Мы вот сохраняем какие-то камешки, шкатулку, какую-то предметную часть. И из этого получается какая-то культура.
В программе "Человек дня" Иван Дыховичный представлял знаменитого актера Малькольма Макдауэлла:
- Макдауэлл, в принципе, человек и актер, который может сыграть что угодно, как говорят. Сама его личность больше, чем его профессия. Это случается с актерами нечасто. В основном мы знаем людей, которые легко перевоплощаются во что угодно, а вот здесь уникальная вещь. Это такая вот, я бы сказал, порода Габена или порода такого актера как Леонов в России, или Никулин в России. Казалось бы, такое специфическое, как говорят, лицо, яркое, абсолютно неспособное к абсолютному перевоплощению, но в то же время каждый раз находятся какие-то очень тонкие оттенки, которые дают человеку феноменальные шансы быть достоверным как личности и в то же время абсолютным попаданием даже в таких классических героев литературы, что очень трудно... Болконский в исполнении Макадуэлла в моей картине был бы очень жесткий, очень сухой, скрытный, неприятный сначала, безжалостный человек. Будет видно потом, что скрыта невероятная доброта, нечеловеческое такое мощное чувство. Это человек огромной силы. Это может сыграть только такой человек, как Макдауэлл, мне кажется.
Похороны Ивана Дыховичного состоятся во вторник.