Ссылки для упрощенного доступа

Как выжить рабочим умирающего цеха (Челябинск)


Александр Валиев: Проблемы на Челябинском ЗСО "Сталь" начались год назад. Когда-то это предприятие было цехом № 1 челябинского завода "Станкомаж". Но в 2006 году его выделили в отдельную структуру. Завод стал соучредителем нового предприятия и основным потребителем его продукции. Сотрудникам цеха сказали, что те, кто не согласен с реструктуризацией, могут писать заявление на увольнение. Первое время все было в порядке. Проблемы лавиной обрушились на ЗСО "Сталь" в 2008 году. Говорит Людмила Денисова:

Людмила Денисова: С 2008 года у нас начались проблемы. Первые учредители ушли от нас, а потом все это начали – вначале 2 месяца долг, потом очередной директор пришел, долг начала расти. А теперь до 6 месяцев задержка зарплаты. Очень трудно разобраться нам. Мы даже, когда не работаем, почему-то наш долг возрастает даже перед "Станкомашем". Как они объясняют, идет накладка за электроэнергию, за воду. Даже при нерабочем состоянии нашего участка, все время у нас долг растет и растет перед тем же "Станкомашем".

Александр Валиев: Предприятие все в долгах, в том числе и перед сотрудниками. Последний год оно работает с перебоями. Но если раньше во время простоев людям начисляли зарплату из расчета две трети тарифа, то теперь высчитывают по количеству смен. За июль, в частности, им начислили по 1,5-2 тысячи. Впрочем, и этих денег они не увидели. Большинство не получают зарплату с марта. В среднем сотрудникам задолжали от 30 до 60 тысяч. Но есть на предприятии люди, приближенные нового директора, которых он привел с собой, они получают деньги вовремя. Говорит один из сотрудников.

- Принимают людей. Люди работают, не работают – мы их не видим. Они получают по 10-20 тысяч. И он получает зарплату так же, как получил… Ушаков получил, Фомин получил все деньги. Машины продали, все уехали. Все деньги получили. А при Ушакове мы в месяц давали 720 тонн чистого металла! Все! Эти деньги куда-то ушли. Ничего мы не заработали. Денег нет. С марта месяца мы сидим впроголодь. Скоро, наверное, ломы возьмем и идти мочить его. Он говорим – вы мне не нужны, я наберу своих людей. Вот 10 человек набрал, и всем за июнь-июль выплатил зарплату и себе!

Александр Валиев: Как выжить в условиях, когда месяцами не платят зарплату. Можно кормиться тем, что дает огород. Это у тех, кто его имеет. Можно залезть в беспросветные долги. Рассказывает сотрудница ЗСО "Сталь" Валентина.

Валентина: На одно пенсию живем – дочка, я и внук. У нее тоже 1,5 тысячи зарплата. Мучаемся. Пенсии не хватает. Кредит еще платить надо. Занимаем, кто чем помогает. С продуктами помогают знакомые. Как-то было, что и без еды сидели. Полмесяца до пенсии так и живем. Что я скажу?! Сидели голодные. Пришлось занимать продукты. За квартиру долги. Везде долги. Зарплата была 15, а сейчас 1,5-2. Зарплату всю урезали. Как хочешь, так и живи на эти деньги.

Александр Валиев: В подобной ситуации из коллектива, в котором 47 человек, оказались сегодня многие. Говорит Сергей Попов, у него двое сыновей и внук.

Сергей Попов: Старшему - 24, младшему – 21. В итоге один на нищенской зарплате, жена плюс маленький ребеночек. Фактически все на моем иждивении. Я пенсионер – мне 52 года. Фактически, волей неволей, хочешь или не хочешь, ты вынужден им помогать. Я должен со своей вшивой пенсии еще и им помогать. А младшему 21 год, он не может трудоустроиться. На более-менее нормальную работу не может устроиться. Он тоже болтается в подвешенном состоянии.

Александр Валиев: За истекший период у предприятия поменялось несколько директоров. Именно их люди винят в своих бедах. Говорит Ирина Борщева:

Ирина Борщева: В 2006 году никто нас не спрашивал – нужны мы или не нужны. Просто взяли и арендовали цех. Кто не хочет – увольняйтесь. Вот до 2008 года Фомин у нас был директором. Потом искусственно начал все это разваливать – не платить налоги ни в Пенсионный фонд, никуда. Долги копились, копились. Потом был другой директор. То же самое – долгов очень много. Поэтому нереально. Третий директор был у нас Иван Иванович Вахременко. К тому вообще подойти… Он ничего не знал. За три месяца зарплату все получили. Фомин точно также получил зарплату. Ушаков получил. Я считаю, что это уголовщина, естественно.

Александр Валиев: Люди обращались к губернатору, в прокуратуру, к руководству завода "Станкомаш". ЗСО "Сталь" является дочерним предприятием завода. Но их как будто никто не слышит. Слово Александру Максименко:

Александр Максименко: Почему бездействие такое? Почему люди в долгах? У меня у самого пятеро на иждивении. Как жить?! Пенсию я получаю. Получают 6 штук пенсию. На эту пенсию таких карапузов как поднимать?! В долги я влез уже где-то под 50 тысяч. В то время как последний директор 60 тысяч получил. Пришел, два месяца отсидел – имеет свою фирму, имеет два коттеджа, имеет машины дорогие. Пришел и грабит.

Александр Валиев: Новый директор Мельников с сотрудниками не общается. Люди его не видят. Через приближенных передает – те, кого что-то не устраивает, могут увольняться. Сотрудники предприятия не знают, что им делать, кого молить о помощи. Больше всего они боятся грядущего банкротства фирмы. Они уверены, что в этом случае останутся и без работы, и без денег, которые им задолжали. По данным Государственной инспекции труда, в Челябинской области зарплату задерживают 14 организаций. На сегодняшний день они должны 43 млн. 929 тыс. рублей. Эти деньги ждут 2735 работников.
XS
SM
MD
LG