Ссылки для упрощенного доступа

Москва-Минск: лишь бы не было войны?


Владимир Путин и Сергей Сидорский встречались не раз. Похоже, их нынешний разговор вряд ли станет приятным
Владимир Путин и Сергей Сидорский встречались не раз. Похоже, их нынешний разговор вряд ли станет приятным
В Москве встречаются премьер-министры Белоруссии и России Сергей Сидорский и Владимир Путин. Главная задача белорусского премьера - добиться от России предоставления очередного кредита, несмотря на недавно прозвучавший из уст министра финансов Алексея Кудрина отказ. И, конечно, многих интересует вопрос: удастся ли Минску на этих переговорах смягчить эффект, произведенный очередными резкими высказываниями Александра Лукашенко в адрес Путина.

Во время недавней встречи с журналистами Александр Лукашенко обвинил экс-президента России в серии антибелорусских выпадов: в закрытии газовых вентилей, в отказе совместно осваивать нефтяные месторождения, в начале молочной войны, в блокировании кредитов и так далее. Поэтому встречу двух премьеров через несколько дней после публичного выступления Лукашенко одни эксперты сочли попыткой извинения, другие – продолжением бурно начатого разговора.

- Между премьер-министрами могут обсуждаться только экономические проблемы, - уверен белорусский политолог Валерий Карбалевич. – Сидорский вряд ли уполномочен обсуждать проблемы политические. Я думаю, что на переговорах будут обсуждаться вопрос о ценах на газ на следующий год, вопрос о выделении Россией кредита Белоруссии - тех самых 500 миллионов, которые Россия так и не выделила, - и вопрос о приватизации белорусских предприятий российским капиталом. Понятно, что Россия увязывает многое с политическими вопросами: признанием независимости Северной Осетии и Абхазии, полноправным участием Белоруссии в ОДКБ, подписанием соглашения о коллективных силах оперативного реагирования, председательством Белоруссии в ОДКБ.

- С чем связано недавнее "антипутинское" выступление Александра Лукашенко?

Концепция хорошего Медведева и плохого Путина; почему-то Лукашенко делает ставку на это. Непонятно, почему

- Думаю, что Лукашенко взял совершенно определенную линию в переговорах с Кремлем - на раскол, разделение между Путиным и Медведевым. Концепция хорошего Медведева и плохого Путина; почему-то Лукашенко делает ставку на это. Непонятно, почему. То ли он пошел ва-банк, решив, что с Путиным вообще невозможно договориться, то ли у него имеется какая-то конфиденциальная информация о перспективах, так сказать, переформатирования власти в Кремле. Пока трудно сказать.

- Так ли плоха ситуация в Белоруссии будет в том случае, если Россия все же окончательно откажет ей в кредите? Какие возможны политические последствия?


- Пятьсот миллионов не являются критически важными для Белоруссии: идут кредиты от МВФ. Но в принципе эти деньги, безусловно, не помешали бы, потому что ситуация не очень хорошая.

Депутат белорусской Палаты представителей, председатель комиссии по денежно-кредитной политике Евгений Артюшенко полагает: если Россия откажет в предоставлении последней части кредита, Белоруссия получит помощь из других источников:

- Может, это даст какие-то возможности альтернативного поиска. Не знаю, честно говоря, где именно - на Западе, не на Западе… Но сейчас в мировой экономике идут достаточно серьезные процессы. В частности, относительно того, что доллар куда-то надо девать. Может быть, эта долларовая масса, эти пустые деньги, влитые в западную финансово-экономическую систему, пойдут в развивающиеся экономики– такие, как белорусская. Вполне возможно, что сейчас неплохое время для заимствований.

Насколько Белоруссия привлекательна в качестве площадки для инвестирования? Об этом - заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев:

- Есть международные аналитические институты, которые занимаются оценкой инвестиционного климата, привлекательности стран. В подобных рейтингах Белоруссия не занимает место в числе стран-лидеров: инвесторам весьма не просто осуществлять свои программы в Белоруссии, учитывая особенности законодательства этой республики. Существует и жесткий контроль государства над сферой бизнеса - над финансовой, кредитной, банковской сферами, над обществом, в конце концов. Кроме того, белорусский механизм работы с инвесторами показал: участников инвестиционного процесса пытаются вовлечь в выполнение каких-то социальных программ. Естественно, для многих инвесторов это не является приемлемым фактором, и они, конечно, очень осторожничают по поводу возможных вложений в экономику Белоруссии. Есть отрасли, которые интересны потенциальным инвесторам - не только российским, но и из ЕС. Назову лишь одну сферу: глубокая переработка нефти.

- В минувшую пятницу Александр Лукашенко выступил с резкой критикой в адрес Владимира Путина. Среди обвинений, выдвинутых российскому премьеру, - отказ совместно осваивать нефтяные месторождения. Можно ли объяснить такой выпад как раз накануне встречи председателей правительств?

Для Белоруссии сейчас самая актуальная задача - это цены на энергоносители, импортируемые из России. Прежде всего - на газ

- Для Белоруссии сейчас самая актуальная задача - это цены на энергоносители, импортируемые из России. Прежде всего - на газ. Если Белоруссия будет получать газ, как предусмотрено соответствующим соглашением между "Газпромом" и "Белтрансгазом", по ценам, близким к общеевропейским, то белорусская экономика этого просто не выдержит. Естественно, для Белоруссии это принципиальный вопрос. И здесь все средства хороши. Белорусская внешняя политика отличается беспринципностью: некоторые методы и технологии внутренней политики - в частности, шантаж - переносятся на поле международных отношений.

- Но, тем не менее, остается открытым вопрос признания Минском Абхазии и Южной Осетии.

- Для белорусского руководства, с моей точки зрения, этот вопрос - тоже разменная карта в игре между Евросоюзом и Россией, и Лукашенко пытается эту карту использовать. Минск желает в данном случае прислушаться к тому, что говорят в Брюсселе, в Вашингтоне. Мне кажется также, что Минск заинтересован в том, чтобы совет министров иностранных дел Евросоюза, который соберется в ноябре, вернулся к вопросу о размораживании соглашения от 1996 года с Республикой Беларусь – с тем, чтобы этот вопрос был решен позитивно.

* * *
Безусловно, размораживание соглашения с Евросоюзом откроет для Белоруссии новые перспективы. А пока председатель правительства РФ и глава белорусского правительства обсуждают "актуальные вопросы", чтобы не случилось очередной, газовой или молочной, войны.
XS
SM
MD
LG