Ирина Лагунина: Новый премьер-министр Молдавии Влад Филат, выступая в нашем эфире в конце прошлого месяца, заявил, что у его страны два приоритета – разрешение приднестровского «замороженного конфликта» и европейская интеграция его страны. Впрочем, Европа понадобится новому правительству Молдавии и для того, чтобы говорить с Тирасполем. А вот для европейской интеграции стране еще немало предстоит сделать. И даже не столько в экономическом плане, сколько в области приведения норм прав и свобод человека к европейским стандартам. Беседу на эту тему ведет мой коллега Олег Панфилов.
Олег Панфилов: После смены власти в Молдавии можно ожидать изменения во внутриполитической жизни страны. Все последние годы, находящиеся у власти коммунисты пытались находить общий язык с Советом Европы и приводить законодательство страны в соответствие с принципами этой организации. Тем не менее, как свидетельствуют результаты исследований, положение в медиапространстве Молдавии оставляет желать большего.
Какие перспективы могут открыться со сменой власти, рассказывают директор Независимого центра журналистики Корина Чепой и главный редактор газеты «Тимпул» Сорина Штефырцэ.
Корина, первый вопрос вам, касающийся того, насколько можно говорить о том, что за это короткое время смены власти произошли какие-то изменения в медиа-пространстве? По крайней мере, существует ли какое-то изменение настроений среди журналистов?
Корина Чепой: Да, изменение в принципе более позитивное. Потому что ожидаются перемены к лучшему, ожидается, что не будет прямых влияний на масс-медиа. Пока что несколько дней на этом фокусируется все. Дальше посмотрим. Я думаю, что таких прямых влияний на масс-медиа, как было раньше, надеемся, что не будет.
Олег Панфилов: Значит ли, что новая власть, если предположить, готова будет изменить или поправить действующее законодательство. Каким образом, как вы полагаете, если учитывать выступления представителей новых властей, они попытаются изменить атмосферу, при которой молдавская журналистика станет работать в более свободных условиях?
Корина Чепой: Дело в том, что среди представителей власти есть аналитики и критики прошлой власти, которые это могут изменить, то есть потенциал есть. Есть люди, которые понимают, что происходит, об этом говорили и те, кто работал в негосударственных организациях, я думаю, они понимают, что происходило и что надо сделать. Они даже обратились с предложением к негосударственным организациям, которые работают в масс-медиа, чтобы им сделать предложение, что нам нужно, чтобы изменить атмосферу для журналистов и изменить условия работы журналистов в республике.
Олег Панфилов: Представители власти идут с вами на контакт, то есть пытаются консультироваться, советоваться, вы с ними имели какие-то разговоры, беседы?
Корина Чепой: Неофициальный контакт уже был до того, как они были подтверждены во власти. Они говорили, что нужно по пунктам определить, что было бы хорошо сделать для масс-медиа со стороны власти, со стороны парламента, какие изменения надо сделать в законах, чтобы лучше работалось журналистам. И мы над этим сейчас как раз работаем, над документами. Конечно, гарантий никаких нет, но именно то, что интерес есть – это уже хорошо.
Олег Панфилов: Корина, вопрос, касающийся собственности, потому что при предыдущей власти влияние капитала, который был в руках сторонников президента Воронина, теперь уже бывшего президента, он имел отношение к развитию медиа-пространства. Как вы полагаете, что сейчас может происходить?
Корина Чепой: Был создан медиа-конгломерат, разные типы масс-медиа, которые работали на коммунистическую партию. Опять же не наше мнение, а то, что показывают исследования. Вот с этим пока не ясно, что будет. Потому что перераспределять собственность масс-медиа – это не самый лучший метод. Но надо будет посмотреть, если все было сделано по закону. И так же, я думаю, не будет того контроля, той монополии на масс-медиа, который был раньше. Потому что раньше, чтобы получить возможность создать телевизионную станцию или радио, должна была быть апелляция к прошлому правительству, к коммунистической партии, и это была проблема. Сейчас, я надеюсь, будет либерализация рынка масс-медиа и будут разные масс-медиа на рынке в противопоставление той монополии, которая была создана коммунистической партией.
Олег Панфилов: Спасибо, Корина. Мой следующий вопрос главному редактору газеты «Тимпул» Сорине Штефырцэ, это одна из ведущих газет Молдавии. Скажите, как вы почувствовали, насколько возможны изменения медиа-пространства вашей страны?
Сорина Штефырцэ: Я практикующий журналист, мы, конечно, понимаем, что люди бывают хорошими, когда они в оппозиции, когда они приходят к власти, нужно и к ним по-другому относиться. И конечно, есть риск, что и они будут относиться немножко по-другому к прессе. Хотя в Молдове независимая пресса в последние два года сделала очень многое для того, чтобы сегодняшняя власть стала властью, чтобы коммунисты ушли в оппозицию. Мы, конечно, хотим быть оптимистами, исходя из того, что в программе правительства, которая была проголосована сегодня, четко написано о том, что они будут поддерживать свободу слова, свободу печати, что будут работать и поддерживать молдавскую прессу. Мы надеемся, что так и будет. Для пишущей зоны печати очень важно, чтобы появились хорошие условия. Например, у нас большие проблемы с государственной монополией в области дистрибуции газет, у нас нет практически независимых типографий в Кишиневе, которые печатали бы газеты. И хотелось бы, чтобы нынешняя власть способствовала изменению ситуации в этой области. И хотя я работаю в газете, я очень надеюсь на либерализацию в области телевидения. Мы все понимаем, что сегодня и политику, и общество создает телевидение и в последние годы все каналы, которые вещают на республику, не только на Кишинев, они перешли в руки коммунистов, поэтому так сложно было что-то изменить в республике Молдова. Практически мы как пишущая пресса создали оппозицию большим телевизионным компаниям в Молдове.
Олег Панфилов: Скажите, Сорина, насколько это возможно? Потому что в других странах постсоветского пространства газетам очень сложно конкурировать с телевидением, потому что большинство населения, наверное, 90% в каждой стране – это население, которое получает информацию из программ телевидения. Насколько в вашей стране возможно изменение отношения к средствам информации и может быть больше станут читать газеты, как вы полагаете?
Сорина Штефырцэ: Мы это знаем, мы осознаем это и не создаем себе иллюзий, что можно победить телевидение. Из-за этого интересно, что в нынешних политических условиях печатная пресса была настоящим противостоянием для коммунистических телевизионных каналов. Мы для себя, для печатной прессы хотим нормальных экономических условий, чтобы работали. И в то же время я желаю, чтобы в Молдове появилось независимое телевидение, которое бы вещало, создавало бы такие же интересные, качественные, чтобы не боялись делать интересные, хорошие передачи, ток-шоу, разные программы, как делает это печатная независимая пресса. Потому что телевидение было прокоммунистическое.
Олег Панфилов: Спасибо, Сорина. Вопрос Корине Чапой, когда Сорина говорила о каких-то новых условиях работы средств информации в вашей стране, наверняка тут подразумевалось и снижение налогов и создание каких-то других льготных условий. Возможно это сейчас, поскольку новая власть уже неоднократно говорила о приближении к европейским стандартам и это значит, что наверняка у них есть желание изменить отношение к независимой прессе.
Корина Чапой: Именно по европейским стандартам во многих европейских странах есть специальные условия именно для прессы, особенно для пишущей прессы. Потому что идет экономический кризис и те новые веяния, они влияют на прессу, на газеты. И есть возможности разные сбалансированной политики по стимулированию печатной прессы. И если это введут и в Молдове – это будет только хорошо. Но это имеется в виду, это все сделать прозрачно, чтобы все были в равных условиях. Так же то, что говорила Сорина, что у нас нет типографий, печатающих хорошие большие газеты, есть только те, которые принадлежат бывшей власти. И это большая проблема. Про Почту Молдовы, которая является государственным предприятием, даже говорить нечего, потому что там такие цены на распространение газет, что просто их убивало. И в этом смысле изменения могут быть сделаны, они ничего не стоят, потому что регулировать и сделать нормальные отношения между молдавской почтой и газетами – это очень просто. Можно их задушить теми ценами, которые Почта Молдавии ставит, потому что является прибыльным предприятием. У телевидения и радио это тоже не стоит ничего сделать, потому что все, что нужно было прошлой власти – это не давить на масс-медиа и давать частоты для радио и телевидения без условий того, чтобы быть на чьей-то стороне, только базируясь на профессионализме – это важно.
Олег Панфилов: После смены власти в Молдавии можно ожидать изменения во внутриполитической жизни страны. Все последние годы, находящиеся у власти коммунисты пытались находить общий язык с Советом Европы и приводить законодательство страны в соответствие с принципами этой организации. Тем не менее, как свидетельствуют результаты исследований, положение в медиапространстве Молдавии оставляет желать большего.
Какие перспективы могут открыться со сменой власти, рассказывают директор Независимого центра журналистики Корина Чепой и главный редактор газеты «Тимпул» Сорина Штефырцэ.
Корина, первый вопрос вам, касающийся того, насколько можно говорить о том, что за это короткое время смены власти произошли какие-то изменения в медиа-пространстве? По крайней мере, существует ли какое-то изменение настроений среди журналистов?
Корина Чепой: Да, изменение в принципе более позитивное. Потому что ожидаются перемены к лучшему, ожидается, что не будет прямых влияний на масс-медиа. Пока что несколько дней на этом фокусируется все. Дальше посмотрим. Я думаю, что таких прямых влияний на масс-медиа, как было раньше, надеемся, что не будет.
Олег Панфилов: Значит ли, что новая власть, если предположить, готова будет изменить или поправить действующее законодательство. Каким образом, как вы полагаете, если учитывать выступления представителей новых властей, они попытаются изменить атмосферу, при которой молдавская журналистика станет работать в более свободных условиях?
Корина Чепой: Дело в том, что среди представителей власти есть аналитики и критики прошлой власти, которые это могут изменить, то есть потенциал есть. Есть люди, которые понимают, что происходит, об этом говорили и те, кто работал в негосударственных организациях, я думаю, они понимают, что происходило и что надо сделать. Они даже обратились с предложением к негосударственным организациям, которые работают в масс-медиа, чтобы им сделать предложение, что нам нужно, чтобы изменить атмосферу для журналистов и изменить условия работы журналистов в республике.
Олег Панфилов: Представители власти идут с вами на контакт, то есть пытаются консультироваться, советоваться, вы с ними имели какие-то разговоры, беседы?
Корина Чепой: Неофициальный контакт уже был до того, как они были подтверждены во власти. Они говорили, что нужно по пунктам определить, что было бы хорошо сделать для масс-медиа со стороны власти, со стороны парламента, какие изменения надо сделать в законах, чтобы лучше работалось журналистам. И мы над этим сейчас как раз работаем, над документами. Конечно, гарантий никаких нет, но именно то, что интерес есть – это уже хорошо.
Олег Панфилов: Корина, вопрос, касающийся собственности, потому что при предыдущей власти влияние капитала, который был в руках сторонников президента Воронина, теперь уже бывшего президента, он имел отношение к развитию медиа-пространства. Как вы полагаете, что сейчас может происходить?
Корина Чепой: Был создан медиа-конгломерат, разные типы масс-медиа, которые работали на коммунистическую партию. Опять же не наше мнение, а то, что показывают исследования. Вот с этим пока не ясно, что будет. Потому что перераспределять собственность масс-медиа – это не самый лучший метод. Но надо будет посмотреть, если все было сделано по закону. И так же, я думаю, не будет того контроля, той монополии на масс-медиа, который был раньше. Потому что раньше, чтобы получить возможность создать телевизионную станцию или радио, должна была быть апелляция к прошлому правительству, к коммунистической партии, и это была проблема. Сейчас, я надеюсь, будет либерализация рынка масс-медиа и будут разные масс-медиа на рынке в противопоставление той монополии, которая была создана коммунистической партией.
Олег Панфилов: Спасибо, Корина. Мой следующий вопрос главному редактору газеты «Тимпул» Сорине Штефырцэ, это одна из ведущих газет Молдавии. Скажите, как вы почувствовали, насколько возможны изменения медиа-пространства вашей страны?
Сорина Штефырцэ: Я практикующий журналист, мы, конечно, понимаем, что люди бывают хорошими, когда они в оппозиции, когда они приходят к власти, нужно и к ним по-другому относиться. И конечно, есть риск, что и они будут относиться немножко по-другому к прессе. Хотя в Молдове независимая пресса в последние два года сделала очень многое для того, чтобы сегодняшняя власть стала властью, чтобы коммунисты ушли в оппозицию. Мы, конечно, хотим быть оптимистами, исходя из того, что в программе правительства, которая была проголосована сегодня, четко написано о том, что они будут поддерживать свободу слова, свободу печати, что будут работать и поддерживать молдавскую прессу. Мы надеемся, что так и будет. Для пишущей зоны печати очень важно, чтобы появились хорошие условия. Например, у нас большие проблемы с государственной монополией в области дистрибуции газет, у нас нет практически независимых типографий в Кишиневе, которые печатали бы газеты. И хотелось бы, чтобы нынешняя власть способствовала изменению ситуации в этой области. И хотя я работаю в газете, я очень надеюсь на либерализацию в области телевидения. Мы все понимаем, что сегодня и политику, и общество создает телевидение и в последние годы все каналы, которые вещают на республику, не только на Кишинев, они перешли в руки коммунистов, поэтому так сложно было что-то изменить в республике Молдова. Практически мы как пишущая пресса создали оппозицию большим телевизионным компаниям в Молдове.
Олег Панфилов: Скажите, Сорина, насколько это возможно? Потому что в других странах постсоветского пространства газетам очень сложно конкурировать с телевидением, потому что большинство населения, наверное, 90% в каждой стране – это население, которое получает информацию из программ телевидения. Насколько в вашей стране возможно изменение отношения к средствам информации и может быть больше станут читать газеты, как вы полагаете?
Сорина Штефырцэ: Мы это знаем, мы осознаем это и не создаем себе иллюзий, что можно победить телевидение. Из-за этого интересно, что в нынешних политических условиях печатная пресса была настоящим противостоянием для коммунистических телевизионных каналов. Мы для себя, для печатной прессы хотим нормальных экономических условий, чтобы работали. И в то же время я желаю, чтобы в Молдове появилось независимое телевидение, которое бы вещало, создавало бы такие же интересные, качественные, чтобы не боялись делать интересные, хорошие передачи, ток-шоу, разные программы, как делает это печатная независимая пресса. Потому что телевидение было прокоммунистическое.
Олег Панфилов: Спасибо, Сорина. Вопрос Корине Чапой, когда Сорина говорила о каких-то новых условиях работы средств информации в вашей стране, наверняка тут подразумевалось и снижение налогов и создание каких-то других льготных условий. Возможно это сейчас, поскольку новая власть уже неоднократно говорила о приближении к европейским стандартам и это значит, что наверняка у них есть желание изменить отношение к независимой прессе.
Корина Чапой: Именно по европейским стандартам во многих европейских странах есть специальные условия именно для прессы, особенно для пишущей прессы. Потому что идет экономический кризис и те новые веяния, они влияют на прессу, на газеты. И есть возможности разные сбалансированной политики по стимулированию печатной прессы. И если это введут и в Молдове – это будет только хорошо. Но это имеется в виду, это все сделать прозрачно, чтобы все были в равных условиях. Так же то, что говорила Сорина, что у нас нет типографий, печатающих хорошие большие газеты, есть только те, которые принадлежат бывшей власти. И это большая проблема. Про Почту Молдовы, которая является государственным предприятием, даже говорить нечего, потому что там такие цены на распространение газет, что просто их убивало. И в этом смысле изменения могут быть сделаны, они ничего не стоят, потому что регулировать и сделать нормальные отношения между молдавской почтой и газетами – это очень просто. Можно их задушить теми ценами, которые Почта Молдавии ставит, потому что является прибыльным предприятием. У телевидения и радио это тоже не стоит ничего сделать, потому что все, что нужно было прошлой власти – это не давить на масс-медиа и давать частоты для радио и телевидения без условий того, чтобы быть на чьей-то стороне, только базируясь на профессионализме – это важно.