Президент России Дмитрий Медведев посетил Белград в 65-ю годовщину освобождения города. Несмотря на все утверждения о совпадении стратегических интересов России и Сербии и братской связи между народами, короткая поездка 20 октября стала первым за много лет визитом главы российского государства в сербскую столицу.
В Белграде всегда пышно отмечали юбилеи победы, подчеркивая заслуги партизанской народно-освободительной армии под командованием Иосипа Броз Тито в освобождении Югославии от нацистов и их союзников. Советским воинам тоже отдавали должное, однако крупных торжеств в связи с освобождением Белграда, решающую роль в освобождении которого сыграла Красная армия, не устраивали. О военной операции осени 1944 года в интервью обозревателю Радио Свобода рассказывает историк Борис Соколов:
— В освобождении собственно Белграда, безусловно, главную роль сыграла Красная армия, хотя там был и корпус югославской народной армии. Конечно, Красная армия могла бы и одна взять столицу. Но из политических соображений участие войск Тито в освобождении Белграда было необходимо.
— Операция была кровавая?
Но там еще проявились особенности поведения Красной армии в Европе: красноармейцы совершили 119 изнасилований, причем 113 женщин были убиты
— Я бы сказал, не самая кровавая. Немецкий гарнизон Белграда, несколько тысяч человек, был уничтожен почти полностью. Советские войска, по официальным данным, потеряли, по-моему, 13 тысяч убитыми, а фактически, может быть, 20 или 30 тысяч. Но там еще проявились особенности поведения Красной армии в Европе: красноармейцы совершили 119 изнасилований, причем 113 женщин были убиты. Поскольку в течение месяца на территории Сербии было всего несколько советских дивизий, это вызвало большой резонанс. Когда делегация югославских коммунистов приехала в Москву и пыталась добиться от Сталина каких-то разъяснений, извинений, тот сказал, что это дело нормальное и никаких претензий вообще предъявлять не надо.
— Как получилось, что Красная армия так быстро покинула сербскую территорию?
— По соглашению с Тито — то есть, опять же, по политических причинам. Чтобы развивать отношения с западными союзниками, Тито надо было показывать свою относительную независимость от Москвы. Кстати, оружием его в большей степени снабжали из Италии все-таки западные союзники - англичане и американцы.
— Как сложилась судьба многочисленных русских эмигрантов, которые в период между войнами жили на территории королевской Югославии?
— Часть из них вошла в русский охранный корпус генерала Штейфона. Этот корпус, воевавший на стороне немцев против партизан Тито, сумел уйти в Австрию, и союзники его не выдали. Командный состав, конечно, был из старых эмигрантов (ушедших в молодости из советской России в Югославию. — РС), но и их дети уже подросли, успели закончить кадетский корпус в Белграде.
— А другая часть русской эмиграции?
— Часть эмигрантов была депортирована. Например, знаменитый русский эмигрант, политический и общественный деятель Василий Витальевич Шульгин после взятия Белграда был задержан "Смершем" и депортирован в Советский Союз, где получил тюремный срок, который отбывал во Владимирской тюрьме. Некоторые эмигранты воевали в рядах Тито. Был такой белогвардейский полковник, Федор Евдокимович Махин. Он сперва воевал в составе народной армии Комуча (Комитет членов Всероссийского учредительного собрания, альтернативное правительство России, организованное летом 1918 года в Самаре. — РС) против большевиков в 1918-1919 годах, потом, когда Колчак пришел к власти, перестал быть за белых. Будучи одним из генералов армии Тито, он ездил в Москву в составе его делегации, и в июне 1945 года умер при не вполне выясненных обстоятельствах.
— Конфликт между Сталиным и Тито как-то связан с обстоятельствами ухода Красной армии с территории Югославии?
— Нет, он возник уже в 1948 году. Проблема была в создании Балканской Федерации. Сталин хотел создать Балканскую Федерацию — Болгария, Югославия и Албания, — а Тито хотел в составе этой Федерации или сохранить независимость, или просто присоединить Болгарию и Албанию к Югославской Федерации.
— Так или иначе, память о советских воинах-освободителях Белграда в городе не очень заметна. Нет, например, большого монумента, стоит только один на кладбище, где похоронены советские воины. Почему Белград в день визита Дмитрия Медведева вдруг принялся так широко отмечать этот праздник?
— Потому что Россия — единственная из великих держав, которая поддерживает Сербию в вопросе о Косово. Пытаются как-то угодить новому союзнику. Раньше в Белграде была улица Толбухина — он командовал войсками, освобождавшими столицу. Ее переименовали, а теперь говорят, что надо назвать в его честь новую улицу.