Ссылки для упрощенного доступа

В бочке ваше место


В честь 100-летия Пушкинскому музею передают здание Института философии - ему исполнилось только 80 лет.
В честь 100-летия Пушкинскому музею передают здание Института философии - ему исполнилось только 80 лет.
Сотрудники Института философии РАН подписали открытое обращение к президенту России Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину с просьбой не выселять их из занимаемого здания. Помещение, в котором 80 лет находится Институт философии, собираются передать Пушкинскому музею. Ученые согласились бы, но выселяться им некуда.

Письмо Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину было составлено на общем заседании Института философии РАН, которое состоялось 20 октября. Свои подписи под ним поставили около пятисот человек.

О том, как возникла угроза выселения, в интервью корреспонденту Радио Свобода рассказал заместитель директора Института философии РАН по науке Сергей Никольский:

- В прошлом году, 18 июня 2008 года, вышло постановление правительства Российской Федерации о праздновании 100-летия Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. В нем сформулирована идея создания музейного города, в который должны быть включены и те здания, которые занимает Институт философии РАН по адресу Волхонка, 14/1, строения 5, 4, 3. Наш институт в этом здании располагается с момента основания – с 1929 года. В этом году ученые собирались отметить его 80-летие.

К этой дате мы и получаем извещение, что принято решение о том, что нам должны предоставить некое иное здание. В постановлении написано, что Москва должна передать наше здание в федеральную собственность. И после того, как нам подберут другое помещение и мы согласимся на переезд и переедем, наше здание будет поставлено на баланс Пушкинского музея.

Мы - законопослушные люди. Мы смотрим приложение к постановлению правительства, как все это будет осуществляться. В постановлении есть план реализации, где написано, что до нас очередь дойдет в 2012-2015 году. А до этого Пушкинскому музею предстоит освоить еще примерно с десяток объектов. То есть, мы в самую последнюю очередь должны были включиться в качестве подопытных в этот музейный город.

Но на самом деле происходит иное. В августе этого года к нам в институт неожиданно приходит директор Пушкинского музея Ирина Антонова с двумя англичанами, которым она хочет показать наше здание изнутри, поскольку им предстоит перестройка помещения
Согласно этим документам, наше здание пустое. Без Института философии, без 350 сотрудников, без 200 студентов, тысячи аспирантов
под нужды Пушкинского музея. Когда мы у нее спрашиваем, есть ли какие-нибудь основания, она нам показывает ксерокопию документа о том, что наше здание от Росимущества уже передано Пушкинскому музею. Это для нас было полной неожиданностью, поскольку с нами никто не разговаривал, никаких документов нам не присылали и, как мы знаем, постановка нашего здания на баланс Пушкинского музея – это последний этап.

Потом к нам приходит комиссия Росимущества вместе с представителями Пушкинского музея. И когда мы говорим: "У нас нет никаких законных документов о том, что с нами такое происходит", они говорят: "Нет проблем. Мы вам сейчас ксерокопию снимем и покажем". И показывают нам ксерокопию документа о том, что наше здание, оказывается, передано Москвой Росимуществу 15 мая этого года. А 22 июня Росимущество передало это здание Пушкинскому музею. Но самое интересное, что и в том, и в другом свидетельстве о регистрации права нового собственника в графе "обременение" указано "без обременения". То есть, как будто никого в здании нет.

Наш арендный договор, по которому мы находимся в этом здании до 31 декабря 2018 года, в этих документах не указан. Согласно этим документам, наше здание пустое. Без Института философии, без 350 сотрудников, без 200 студентов, тысячи аспирантов Академии наук, которые у нас сдают экзамены, обучаются философии. Все это пустое здание переходит к Пушкинскому музею. Поэтому госпожа Антонова приходит как хозяйка и начинает рассказывать англичанам, что здесь у вас будет стоять комод, а здесь у вас будет стоять кровать. Вот такое отношение нас очень сильно возмутило.

Еще так совпало, что через три дня после визита этой комиссии, утром, придя на работу, мы обнаружили, что вывеска нашего института сорвана, разбита, искорежена. Институт теперь не имеет собственной таблички. Все это всколыхнуло коллектив. 20 октября мы собрались на общеинститутское собрание. В нем принимали участие также студенты, аспиранты и преподаватели
Вывеска нашего института сорвана, разбита, искорежена
Государственного гуманитарного университета, два факультета которого – философский и политологический – располагаются в нашем здании.

Собрание приняло решение о том, что мы создаем комиссию по защите наших зданий. Мы обращаемся с открытым письмом лично к президенту и к премьер-министру, хотя и до этого наши ведущие академики такие письма и Путину, и Медведеву направляли. Но мы получили от неких людей просто отписки о том, что постановление о создании музейного города будет выполняться и больше никакие аргументы выслушиваться не будут.

Все это подвигло коллектив к тому, что мы решили, что будем применять все законные средства, чтобы доказывать власти, обществу, что нельзя решать проблемы одной отрасли культуры, пускай даже и такой серьезной, как художественный музей, за счет того, что будет уничтожена другая отрасль культуры – философское знание.

- Какие законные средства вы примените? Выйдете на митинг?

- Все средства. В том числе, и митинги, и демонстрации, и пикеты. В первую очередь, мы планируем родительское собрание - родители наших студентов обеспокоены этой ситуацией.

- Какова ситуация с юридической точки зрения? Что вам сказала руководитель Пушкинского музея - куда выселяться и когда?


- Это не ее забота - куда нам выселяться. Ирина Антонова настаивает, чтобы мы выселились как можно скорее. Мы состоим в переписке с различными учреждениями государственного аппарата и мы знаем, что она очень активна в этом направлении. Только непонятно, что за спешка такая и зачем обгонять сроки постановления. Сейчас наши юристы изучают документы - как получилась, что нас в здании "нет".

- Может быть, вам действительно просто найдут другое здание?

- Это нелегко. Нужно, чтобы в этом здании учились студенты , чтобы ученые занимались работой. На перемещение Института нужны огромные деньги, а их, насколько мне известно, Академии наук никто не выделял - в бюджете следующего года эти расходы не заложены. То есть, материальной обеспеченности этой идеи просто нет. Но самое главное, нам не понятно, почему с нами так поступают - ведь это разрушение части культурной памяти народа!

На этом месте институт не только существует последние 80 лет, это - память о развитии философско-гуманитарной мысли России. Здесь бывали славянофилы и западники. Здесь были кабинеты Чичерина и Аксакова. Здесь бывал Владимир Соловьев. Здесь проводились допросы Герцена - перед тем как отправить его в ссылку. Здесь зарождались целые направления российской гуманитарной мысли. Здесь была квартира драматурга Александра Николаевича Островского. Здесь всегда было средоточие
Здесь были кабинеты Чичерина и Аксакова, проводились допросы Герцена... Взять и разрушить этот объект ради того, чтобы включить в качестве подсобного помещения в Пушкинский музей?
философско-гуманитарной мысли страны. Другого такого места в России мы просто не видим.

Взять и разрушить этот объект просто ради того, чтобы включить в качестве подсобного помещения в Пушкинский музей? Потому что исследования, которые у нас проводились в институте, показывают, что здесь грибок, здесь нельзя вывешивать картины. Значит, некие дополнительные, сопутствующие основным целям музея задачи будут решаться таким способом.

Если в нас нет потребности, тогда, конечно, давайте выкинем нас куда-нибудь за кольцевую дорогу и забудем о том, что в России была философия. Но у нас совсем другое понимание. И мы надеемся, мы не одиноки. В этом году 16 ноября мы проводим Всемирный день философии по решению ЮНЕСКО. Он будет здесь, в Москве, потом будет завершаться в Санкт-Петербурге. Мы хотели бы, чтобы вся философская общественность услышала о наших заботах, - подытожил Сергей Никольский.

Получить комментарий представителей Пушкинского музея корреспонденту Радио Свобода пока не удалось: в пресс-центре сообщили, что только Ирина Антонова сможет прокомментировать передачу помещения Института философии музею, хотя она, вероятно, занята. Пресс-секретарь Ирины Антоновой не снимает трубку.
XS
SM
MD
LG